Концепция развития Школы медицинских сестер в БМЦ на 2016-2017 годы
«Создавать возможности для тех, кому важно расти»
1. ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция развития Школы медицинских сестер (далее - Школа) Больницы Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан (далее – БМЦ) разработана в соответствии с протокольным поручением Управляющего Делами Президента РК №100 от 13.11.2015 г. (Протокол совещания у Руководителя Медицинского центра Управления Делами Президента РК №17 от 17.11.2015 г.).
Тенденции развития сестринского дела и профессии медсестры значительно усиливают роль медсестры в современной системе здравоохранения. Первоначально медсестра относилась к среднему медицинскому персоналу, считалась помощником врача и осуществляла сестринский уход по назначению врача. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает независимые от врача сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации. Сейчас партнерство врача и медсестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медсестра - сестринскую помощь, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения.
Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.
Вхождение Казахстана в Болонский процесс диктует необходимость приведения образования, профессиональных стандартов, квалификаций и должностных позиций в соответствие с Европейскими директивами, в том числе и по сестринскому делу.
Наряду с реформированием сестринского образования, предполагается внедрение новых механизмов функционирования медицинских организаций с равноправными врачебными и сестринскими организационными структурами, введение регистра специалистов сестринского дела и сестринской документации, внедрение инновационных сестринских технологий, развитие современных сестринских доказательных практик, фундаментальной и прикладной сестринской науки, перераспределение и четкое разграничение функциональных обязанностей между врачами и медсестрами разных уровней.
Развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса медицинской организации. Сестринская помощь сегодня становится самостоятельной областью профессиональной деятельности в системе здравоохранения.
БМЦ благодаря наличию уникального высокотехнологичного оборудования может оказывать высокоспециализированную помощь по всем направлениям современной медицины. На базе БМЦ предполагается внедрение международных стандартов надлежащей научной и клинической практики.
В настоящее время в БМЦ работают 519 средних медицинских работников (271 – с высшей категорией, 111 – с первой категорией и 87 медицинских сестер имеют вторую категорию). Общий процент категорированности - 84%.
В ближайшее время Больница готовится к аккредитации JCI. На сегодняшний день аккредитация JCI является «золотым стандартом» для медицинских организаций, стремящихся улучшить качество медицинских услуг. Наличие аккредитации JCI также расценивается как залог доверия со стороны пациентов и медицинских туристов из других стран. Поскольку средний медицинский персонал является ключевым звеном в подготовке к аккредитации JCI, необходима разработка специальных условий и организации эффективных мероприятий для постоянного поддержания их профессионального уровня. В этой связи создание Школы будет способствовать развитию их профессионального уровня и улучшению качества предоставляемых медицинских услуг.
Школа - научно-практическая площадка для поддержки и развития непрерывного профессионального развития медицинских сестер, проведения исследований в области сестринского дела, использования наилучшего передового опыта и инновационных технологий для повышения профессионального мастерства специалистов сестринского дела, основанного на компетентностном подходе.
Структурная ШМС включает сектора, каждый из которых отвечает за отдельный большой раздел и в сумме даст основные направления для дальнейшей реализации миссии ШМС, направленной на создание постоянной, устойчивой, инновационной и эффективной системы непрерывного развития профессионального уровня сестринского персонала.
Настоящая Концепция развития сестринского дела на 2016 – 2017 годы разработана в целях создания постоянной, устойчивой, инновационной и эффективной системы непрерывного развития профессионального уровня сестринского персонала БМЦ. При анализе сестринской деятельности были выделены сильные и слабые стороны:
SWOT анализ: Сильные стороны
-
Создания условий для профессионального развития среднего медицинского персонала;
-
Наличие кадрового потенциала;
-
Оказания широкого спектра медицинских услуг;
-
Высокотехнологичная материально-техническая база;
-
Возможность обучения и стажировок (в т.ч за рубежом) за счет средств БМЦ.
SWOT анализ: Слабые стороны
-
Недостаточная практическая подготовка специалистов сестринского дела;
-
Недостаточная теоритическая подготовка специалистов сестринского дела;
-
Слабая мотивация у сестринского персонала к карьерному росту и саморазвитию.
На основе данного анализа нами предложена следующая структура Школы медицинских сестер:
Функции секторов Школы:
Сектор адаптации молодого специалиста
-
Анкетирование молодых специалистов;
-
Разработка программы обучения для адаптации молодого специалиста;
-
Проведение мероприятий по посвящению в коллектив БМЦ УДП РК.
-
Внедрение подходов к траектории профессионального и карьерного роста.
Сектор развития наставничества (менторства)
-
Разработка требований к роли наставников;
-
Разработка и обучение по программам наставничества;
-
Внедрение подходов по внедрению моделей менторства, коучинга в практику БМЦ;
-
Разработка индикаторов и оценка процесса наставничества в повышении качества медицинской помощи.
-
Организация обучения по принципу 70/20/10 (стажировка на рабочем месте/тренинги/работа с наставником).
Сектор развития научных исследований в сестринском процессе
-
Развитие навыков сбора информации;
-
Разработка программ исследования по сестринскому делу;
-
Обучение подготовки статей по результатам научных исследований;
-
Публикации статей в зарубежных и отечественных журналах;
-
Участие в научно-практических конференциях.
Сектор по развитию доказательной сестринской практики
-
Развитие навыков самостоятельно оперировать научной информацией, соответствующей принципам доказательной медицины;
-
Обучение поиску научной литературы для доказательной практики;
-
Разработка научно-обоснованных подходов к сестринским технологиям.
Сектор по совершенствованию сервиса предоставляемых услуг
-
Разработка программы и проведение обучения по стандартам сервиса медицинской клиники;
-
Разработка и внедрение стандарта поведения среднего медицинского персонала;
-
Разработка корпоративного стандарта обслуживания;
-
Разработка вопросов совершенствования стандартов обслуживания для среднего медицинского персонала.
Сектор развития менеджмента сестринской деятельности
-
Разработка и актуализация программы по больничному менеджменту;
-
Обучение медицинских сестер основам больничного менеджмента;
-
Разработка предложений и изменений в стандарты операционных процедур сестринской деятельности БМЦ.
Сектор совершенствования непрерывного профессионального развития
-
Разработка программ повышения квалификации медицинских сестер
-
Совершенствование методической базы непрерывного медицинского образования;
-
Анализ и мониторинг обучения и разработка предложений по совершенствованию обучения;
-
Содействовать в профессиональном развитии и карьерном росте медицинских сестер;
-
Планирование преемственности (подготовка резервов старших медицинских сестер/главной медицинской сестры);
-
Развитие лидерства в сестринском деле.
Сектор по развитию международного сотрудничества
-
Заключение меморандумов о сотрудничестве;
-
Разработка предложений и заявок на обучение по программе 011 на основе потребности БМЦ;
-
содействие изучению и внедрению международного опыта при обучении, повышении квалификации;
-
Развитие и совершенствование образовательных технологий и программ;
-
Разработка и внедрение международных партнерских программ.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Миссия: Обеспечение конкурентного преимущества БМЦ за счет создания постоянной, устойчивой, инновационной и эффективной системы непрерывного развития профессионального уровня сестринского персонала.
Цель: Достижение и поддержка высокого уровня квалификации сестринского персонала БМЦ для оказания качественной медицинской помощи.
Задачи:
1) Совершенствовать программы обучения для адаптации молодого специалиста;
2) Внедрить подходы по внедрению моделей менторства, коучинга в практику БМЦ;
3) Разработать и внедрить стандарты сервиса среднего медицинского персонала;
4) Актуализировать программы по больничному менеджменту;
5) Содействовать в профессиональном развитии и карьерном росте медицинских сестер;
6) Развитие лидерства в сестринском деле.
Сроки реализации: 2016 – 2018 годы
Задача 1. Совершенствование программ обучения для адаптации молодого специалиста
Проблемы:
У выпускников образовательных учреждений часто заранее формируется определенные ожидания и представления об их будущей работе. В случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, молодой специалист будет чувствовать разочарование и неудовлетворенность от выбранной профессии. Помочь молодым специалистам приобрести первый положительный опыт – задача, которая стоит перед Больницей.
С целью выявления проблем, с которыми сталкиваются вновь принятые специалисты разработана программа обучения и анкеты для молодых специалистов. Проведено анкетирование молодых специалистов сестринского дела БМЦ. По результатам анкетирование для адаптации недостаточно практических и теоритических навыков. Для большинства молодых специалистов в период адаптации помогли бы дополнительное обучение, консультации, тренинги, помощь наставников.
Видение:
- Проводить анкетирование молодых специалистов.
- Разработать и внедрить программу обучения молодых специалистов на 2016 – 2017 годы.
- Провести мероприятие по посвящению в коллектив БМЦ УДП РК.
- Создание дружелюбной атмосферы в коллективе, вовлечение медицинских сестер в поддержку репутации БМЦ.
- Прикрепить наставника к молодому специалисту.
Ожидаемые результаты:
- Адаптация даст возможность молодому работнику достичь профессиональной компетентности в течение достаточно непродолжительного времени, а также интегрироваться в кадровую и социальную структуру организации.
- Повышение эффективности работы молодого специалиста сестринского дела БМЦ.
Задача 2. Внедрение подходов по внедрению моделей менторства, коучинга в практику БМЦ
Проблемы:
- Менторство в сестринском деле находится на стадии развития.
- Специалисты с большим стажем работы не готовы быть менторами для молодых специалистов.
- Многие из специалистов с большим опытом работы не имеют педагогических навыков.
Видение:
- «Наставничество – как динамичное партнерство»
- Разработать требования к роли наставников.
- Разработать и обучить по программам наставничества.
- Внедрить подходы по внедрению моделей менторства, коучинга в практику БМЦ.
- Разработать индикаторы и оценку процесса наставничества в повышении качества медицинской помощи.
- Организовать обучение по принципу 70/20/10 (стажировка на рабочем месте/тренинги/работа с наставником).
Ожидаемые результаты:
- Наставническая позиция позволит предоставить средства решения конкретных профессиональных проблем, проблем во взаимодействии, личностных проблем молодого профессионала, то есть позволит комплексно разрешить кризис начала самостоятельной деятельности.
- Возможность избежать проблем профессиональной и социальной адаптации.
- Приобретение уверенности молодыми специалистами сестринского дела.
Задача 3. Разработать и внедрить стандарты сервиса медицинской клиники
Проблемы:
- Отсутствие стандартов обслуживания пациентов.
- Отсутствует работа с населением.
Видение:
- Разработать и внедрить стандарты сервиса обслуживающего персонала.
- Разработать план обучения по медицинскому сервису.
- Провести обучение сестринского персонала по сервису обслуживания.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование сервиса обслуживания на всех уровнях БМЦ.
- Повышение уровня кадрового потенциала.
- Увеличится количество новых пациентов, приходящих по рекомендации.
- Повышение положительных отзывов за счет улучшения сервиса.
Задача 4. Актуализация программы по больничному менеджменту
Проблемы:
- Сестринский персонал не владеет полной информацией о возможностях новой Больницы.
- Большое количество сестринских кадров, которые не владеют информацией о работе других подразделений.
Видение:
- Разработать и внедрить программу обучения среднего медицинского персонала по теме «Больничный менеджмент».
- Повысить информированность медицинских сестер о работе и возможностях БМЦ.
Ожидаемые результаты:
- Высокая информированность медицинских сестер о работе всех подразделений БМЦ.
- Медицинские сестры, как носители информации о возможностях БМЦ.
Задача 5. Содействие в профессиональном развитии и карьерном росте медицинских сестер
Проблемы:
- Большое количество кадров среднего звена требует разработки специальных условий и организации эффективных мероприятий для повышения их профессионального развития.
Видение:
- Разработка индивидуальных траекторий профессионального развития.
- Создать условия для профессионального роста и самообразования.
- «Управление талантами» среди специалистов сестринского дела – привлечение, вовлечение, развитие и удержание сотрудников, которые предоставляют ценность для Больницы, в целях обеспечения конкурентного преимущества.
- Планирование преемственности (подготовка резервов старших медицинских сестер/главной медицинской сестры).
- Устойчивое повышение качества сестринской помощи на основе доступа к передовым технологиям и научным разработкам.
- Формирование «Скамейки запасных» (кадровый резерв).
Ожидаемые результаты:
- Достижение высокого уровня квалификации сестринского персонала БМЦ для оказания качественной медицинской помощи.
Задача 6. Развитие лидерства в сестринском деле
Проблемы:
- Отсутствие подготовленных резервов, обученных менеджменту в сестринском деле.
Видение:
- Планирование преемственности (подготовка резервов старших медицинских сестер/главной медицинской сестры).
- Обучение резервов старших медицинских сестер/главной медицинской сестры менеджменту в сестринском деле.
- Развитие лидерских компетенций среди медицинских сестер. Приобретение ими знаний и навыков использования различных моделей лидерства.
Ожидаемые результаты:
- Наличие в кадровом резерве подготовленных специалистов позволит значительно снизить затраты на подбор и адаптацию новых сотрудников.
- Построение системы инвестиций в развитие персонала, что в свою очередь значительно повысит мотивацию специалистов.
- Раскрытие внутреннего потенциала специалистов сестринского дела.