Концепция Национальной программы «Марафон здоровых привычек», приуроченной к Международному Дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков

Целевая группа – население РК, в т.ч.

- дети от 7 до 10 лет и их родители

- дети и подростки от 11 до 14 лет

- подростки от 15 до 17 лет

- молодежь от 18 до 29 лет

- взрослое население от 30 до 64 лет

- взрослое население старше 64 лет

 

По данным ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества. Особую тревогу вызывает распространение потребления психоактивных веществ среди подрастающего поколения, потому что детская и подростковая наркозависимость создает устойчивую базу для развития взрослой наркомании.

Данные Всемирного доклада о наркотиках за 2016 год свидетельствуют, что в 2014 году наркотик принимал каждый двадцатый взрослый человек в возрасте от 15 до 64 лет – в совокупности четверть миллиарда, что почти эквивалентно численности населения Германии, Италии, Соединенного Королевства и Франции, вместе взятых. В том числе, более 29 млн. человек, употребляющих наркотики, страдают в результате этого различными расстройствами, в это число входят 12 млн. человек, употребляющих наркотики путем инъекций (ЛНИ), из которых 14 % живут с ВИЧ.

По данным статистического сборника «Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организации здравоохранения в 2016 году» общая заболеваемость населения психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, в целом по стране составила 1189,0 на 100 000 населения. Заболеваемость населения психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ с впервые установленным диагнозом в 2016 году составила 156,6 на 100 000 населения.

Ситуация в стране осложняется тем, что до недавнего времени ранняя алкоголизация, табакокурение и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Ныне число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально-этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой подростков. Именно дети из этих семей формируют особую молодежную субкультуру, ведущей ценностью которой является свободное время препровождение в сочетании с наркотизацией как стилем жизни.

Развитие научно-обоснованных и эффективных подходов в борьбе с наркобизнесом, в профилактике и лечении зависимости от наркотических веществ неоднократно подчеркивалось в обращениях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Страна принимает активное участие в создании и поддержании международных сетей и программ в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом, в том числе антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2017-2022 годы.

В рамках эффективной реализации Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176 в регионах Республики Казахстан 26 июня ежегодно проводится Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков и приуроченный к нему месячник с 1 июня по 1 июля. В 2018 году данная Национальная программа будет проходить под девизом «Марафон здоровых привычек».

Добиться предупреждения начала употребления психоактивных веществ можно с помощью комплексного многосекторального подхода, ориентированного на факторы риска и защитные факторы в разных возрастных группах, путем использования целого ряда мер в различных контекстах – с вовлечением семей и сообществ, с использованием интернета, социальных сетей и других онлайн-платформ – включая целенаправленные программы укрепления здоровья и предупреждения употребления наркотиков и мероприятия, целью которых является формирование здоровьесберегающих навыков, в том числе навыков отказа от приема ПАВ.

 

Цели и задачи

Основной целью Национальной программы «Марафон здоровых привычек» является формирование у населения навыков ответственного здоровье сберегающего поведения, повышение осведомленности населения различных возрастных категорий по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ).

 

Задачи программы:

- интенсивная кампания по профилактике потребления ПАВ и других поведенческих факторов риска среди молодежи;

- повышение уровня информированности населения о последствиях употребления психоактивных веществ;

- формирование негативного отношения к ПАВ и социально неприемлемого имиджа употребления наркотических средств в казахстанском обществе;

- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» и приема ПАВ;

- создание информационного поля для формирования здорового образа жизни среди населения;

- формирование общественного позитивного мнения в пользу сохранения и укрепления здоровья;

- сохранение высокой трудовой и социальной активности;

- освещение программ в средствах массовой информации.

 

Основные принципы

Программа основывается на следующих принципах:

- комплексность - подразумевает согласованное взаимодействие на межведомственном, профессиональном уровнях;

- дифференцированный подход - для каждой возрастной категории людей существует своя специфика к подходам обучения и превентивным мерам;

- преемственность - включает в себя два взаимосвязанных аспекта: согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными организациями и анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики потребления ПАВ;

- аксиологичность - формирование у населения представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

Механизм реализации

   Основным элементом механизма реализации является совместная деятельность Управлений здравоохранения областей и гг. Астана, Алматы, организаций ПМСП, наркологических служб, ДООЗ, Центров формирования здорового образа жизни областей и гг. Астана, Алматы на единой методологической основе с практической реализацией данных мероприятий на региональном уровне.

 

 

Целевая группа дети от 7 до 10 лет

 

а) Организация выставки стенгазет, фотоколлажей, информационных бюллетеней, здоровых уголков под девизом «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!» в детских организованных коллективах (в детских домах, школьных и загородных летних лагерях отдыха, в оздоровительных лагерях)

Дети при помощи педагогов или родителей оформляют стенгазету или плакаты (рисование, аппликации, фотоколлаж, инфографический плакат), с призывами, направленными на здоровье сберегающее поведение, укрепление здоровья, популяризацию физической активности и спорта, организованный досуг.

Этапы проведения:

1. Воспитатели, преподаватели разъясняют направления и темы работ, обсуждают с детьми выбранные темы, помогают в их оформлении, к участию также могут привлекаться родители детей.

Примеры тем для оформления стенгазет, плакатов, рисунков:

- Физкультура и спорт;

- Прогулки на свежем воздухе;

- Полноценный сон;

- Режим дня, режим труда и отдыха;

- Правильное питание;

- Твое свободное время; досуг с семьей; твое хобби;

- Личная гигиена;

- Моя семья; взаимоотношения с родителями;

- Мои учителя; взаимоотношения с учителями.

2. Мероприятие можно организовать как в виде конкурса, так и в виде выставки работ. При проведении конкурсов работы представляются на рассмотрение компетентного жюри. Победителям конкурса вручаются дипломы.

5. Работы участников размещаются на сайте организации, социальных страницах организаций или сайте управления   образования региона.

 

б) Проведение спортивных мероприятий, эстафет, массовых физкультразминок под девизом «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!» в детских организованных коллективах (в детских домах, школьных и загородных летних лагерях отдыха, в оздоровительных лагерях)

Двигательная активность в детском возрасте подразделяется на три составные части:

-активность в процессе физического воспитания;

-физическая активность, осуществляемая во время обучения и трудовой деятельности;

-спонтанная физическая активность в свободное время, которая, обеспечивает определенный уровень суточной двигательной активности.

Комплекс спортивных мероприятий определяется произвольно по согласованию специалистов (преподавателями занятий физической культуры).

Примеры: оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, подвижные игры и самостоятельные занятия физическими упражнениями, езда на велосипеде, плавание, занятия спортом.

Использование рационального двигательного режима для детей младшего школьного возраста будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, повысит эффективность процесса физического воспитания, двигательную активность на уроках и в самостоятельной деятельности; уровень интереса детей к физической культуре и здоровью человека; позволит сформировать у них ценностное отношение к своему здоровью и физической культуре.

 

 

Целевая группа дети и подростки от 11 до 14 лет

 

а) Организация акций, флешмобов под девизом «Город без наркотиков!» в парках, аквапарках, игровых и спортивных площадках.

Цель проведения флэшмоба: сформировать у детей стремление к ведению здорового образа жизни и стойкое неприятие употребления наркотических веществ и ПАВ.

Задачи:

- пропаганда здорового жизненного стиля;

- предотвращение начала наркотизации у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к наркогенному соблазну;

- формирование мышления, направленного на достижения своих жизненных целей за счет оптимального использования своих ресурсов по вопросам здоровья;

- формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью – основе успешного становления личности, потребности быть принятым и понятым в обществе.

Примеры флешмобов: синхронные танцы, всеобщее замирание на короткое время с тематическими по профилактике наркомании плакатами, обливание водой, запуск шариков в небо с надписями, девизом «Город без наркотиков!».

 

б) Проведение ролевых игр с детьми с выработкой навыков отказа от ПАВ в детских организованных коллективах (в детских домах, школьных и загородных летних лагерях отдыха, в оздоровительных лагерях)

Ролевая игра «В чем опасность употребления наркотиков?»

Каждый участник поочередно называют одну из причин, почему опасно употреблять наркотики. В это время один из участников пытается изобразить в виде графического изображения, рисунка или абстрактной графики на доске, флипчарте данную причину.

Примеры причин отказа отнаркотиков:

1. Наркотики являются источником многих заболеваний.

2. Часто приводят к несчастным случаям и смерти.

3. Не дают человеку мыслить за самого себя.

4. Делают человека слабым и безвольным.

5. Дают фальшивое представление о веселой жизни.

6. Уничтожают дружбу.

7. Толкают людей на кражи и насилие.

8. Разрушают семьи.

9. Приводят к уродствам детей.

10. Являются препятствием на пути к достижениям, реализации талантов и т.д.

 

Ролевая игра «Отказ»

Многие не умеют говорить «НЕТ!» В данной ситуации техника конструктивного отказа может помочь противостоять давлению со стороны.

Чтобы быстрее приучить к наркотикам, торговцы часто дают первые одну-две дозы бесплатно. Однако бесплатный сыр - только в мышеловке! Умение отказаться - очень ценно, но оно эффективно, только если человек по-настоящему хочет сказать «нет».

Участники игры разыгрывают различные ситуационные сценки с ситуацией, когда один предлагает попробовать наркотик, а второй отказывается. Задача игры в выработке у детей навыков правильного и решительного отказа от наркотиков.

Техника конструктивного отказа:

1. Вежливо отказаться: «Хочешь попробовать?» - «Нет, спасибо».

2. Сразу же займи твердую позицию.

3. Повторяй свое «нет» вновь и вновь без оправданий.

4. Покажи собеседнику, что ты слышишь его аргументы, но сохраняешь свою точку зрения. Скажи «Стоит ли давить на меня? Я уважаю твое мнение, уважай и ты мое».

5. Можно указать причину отказа: «Почему не хочешь?» - «Не могу, сдаю анализы».

6. Откажись продолжать этот разговор «Об этом все. Давай лучше поговорим о другом».

7. Не разочаровывайся, если в твой отказ поверят не сразу.

8. Надавить со своей стороны: «Если бы ты был крутым, то бы попробовал» - «А если бы ты был крутым, то перестал бы ребячиться».

9. Не проявлять интереса. Тебе предлагают наркотик - не обращай внимания, пройди мимо.

10. Избегать ситуации и места, где на тебя могут оказать давление.

11. Сила в числе. Если приходится ходить в такие места - иди вместе с теми, кто тоже не употребляет наркотики.

 

 

в) Проведение информационных кампаний, семейных консультаций специалистов (наркологов, ВОП, психологов, социальных работников) среди прикрепленного к поликлиникам, амбулаториям населения (семьям с детьми школьного возраста), в Молодежных центрах здоровья с распространением информационно-образовательных материалов по профилактике ПАВ, пропаганде здорового образа жизни, привития сознательного и ответственного отношения к себе и окружающим, создания благоприятной психоэмоциональной обстановки в семье, выстраивание взаимоотношений в конфликтных ситуациях, связанных с рисковыми формами поведения детей, агитируя подрастающее поколение вести здоровый образ жизни.

При работе с детьми важным подходом является обучить навыкам по мотивированному отказу от потребления ПАВ при предложении наркотиков или давлении со стороны сверстников.

 

Целевая группа дети от 15 до 17 лет

 

а) Проведение интерактивных и ролевых игр, тренингов с привлечением специалистов, психологов, организация конкурсов рисунков (включая граффити, рисунки мелом на асфальте), вышиваний, макраме, плетения бисером в детских организованных коллективах (в Молодежных центрах здоровья, детских домах, школьных и загородных летних лагерях отдыха, в оздоровительных лагерях) с призывом: «Я за здоровый образ жизни!»; «Просто скажи наркотикам «НЕТ!»», «Мечты свои ты не губи, без наркотиков живи!; «Наркомания – это ПРОПАСТЬ!».

 

Цель: формирование у детей стойкого негативного отношения к ПАВ, социально неприемлемого имиджа употребления наркотических средств, стремление к ведению здорового образа жизни.

 

Интерактивный тренинг направлен на предупреждение вовлечения подростков в употребление ПАВ, формирование навыков уверенного отказа от наркотиков, коррекции дезадаптивных форм поведения.

 

Тренинг включает:

- Введение, в состав которого входят знакомство в группе, сообщение тренером условий проведения, правил работы, определение отношения подростков к поставленной проблеме, их личного опыта;

-Аактуализация проблемы

Игра «Ассоциации», в ходе которой оценивается личностное отношение к проблеме. Мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики». Задача: обсудить причины, почему подростки начинают употреблять психоактивные вещества. В результате группа должна прийти к выводу, что люди употребляют наркотики, потому что слабые и зависимые, боятся трудностей и жизни.

Цель игры: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубоко содержания работы и дискуссий.

Материалы: ручки; листы бумаги для каждого участника.

В игре обязательно участвует вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: "назовите 1-2 слова, которое приходят вам на ум, когда вы слышите "наркотики", "наркомания", "зависимость". Игра может быть проведена в 2-х вариантах - устно или письменно.

1 вариант: участники по кругу высказывают 1-2 ассоциаций, которые вызывают эти слова.

2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают свои ассоциации к этим словам.

 

После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций и описывается миф о наркомании в нашей культуре исходя из возникших ассоциаций.

Игра "Провокационные тезисы"

Цель: выяснить, актуальна ли тема наркомании для подростков, и оценить их базовый уровень информированности.

Ведущий предлагает рассчитаться на 1, 2 номера. Обсудить несколько предложенных им высказываний. При этом 1-ые номера высказываются "за", 2-ые - "против".

Примеры провокационных тезисов:

Проблему наркомании решить нельзя, т.к. нет общества, свободного от наркотиков.

Только у людей, живущих вне общества, возможны проблемы с наркотиками.

Наркоманам нельзя помочь.

Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

Наркотики нужно легализовать.

Каждый человек хоть раз в жизни пробует наркотик.

От наркотиков не развивается зависимость.

 

Основной целью данной игры является, осознание внутреннего сопротивления каждому высказанному провокационному утверждению, осмысление проблемы и путей решения.

 

- Информационный блок

Мини-лекция «О вреде наркотиков», «Наркотики убивают!», в ходе которой обсуждаются факты о наркотиках, этапы развития наркотической зависимости.

- Приобретение практических навыков

Игра «Отказ», в рамках которой участники отрабатывают тактику вежливого, мотивированного конструктивного отказа от предложений «попробовать» ПАВ, инсценируя различные жизненные ситуации, давление сверстников и старших и т.д.

Дискуссия "Мой друг зависим от наркотиков".

Цель: выработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступать в со-зависимые отношения с наркопотребителем; дают возможность сохранить личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку.

Ведущий предлагает группе обсудить вопрос "Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?". Участники высказывают свои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в корректной форме. Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.

Игра "Семья"

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Материалы: для того, чтобы ролевая игра прошла более естественно, можно заранее подготовить некоторые атрибуты для членов семьи.

Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию. После этого необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы

Ролевая игра «Марионетки», в которой участникам предоставляется возможность почувствовать себя в роли «ведомого» человека, лишенного права самостоятельного волеизъявления.

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.

Обсуждение:

Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли "куклы"?

Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?

Хотелось ли что-либо сделать самому?

Игра «Две ладони» - участники записывают 10 основных качеств, какими, по их мнению, должен обладать человек, свободный от ПАВ; а также 10 негативных последствий потребления ПАВ.

Дополнительно на усмотрение организаторам можно провести конкурс рисунков (включая граффити, рисунки мелом на асфальте) «Я за здоровый образ жизни!»; «Просто скажи наркотикам «НЕТ!»», «Мечты свои ты не губи, без наркотиков живи!; «Наркомания – это ПРОПАСТЬ!». Каждый участник должен раскрыть смысл своих рисунков, рассказать о посыле, который заключен в их работах.

 

 

- Заключение

Призыв: «Каждый в жизни делает для себя свой выбор, причем постоянно и в любой ситуации!». Участники рассказывают о своих впечатлениях, ключевых вопросах, наиболее запомнившихся им моментах данного мероприятия. Для заключительной рефлексии передается свеча по кругу «Хочу вам сказать…», чтобы каждый участник смог поделиться своими мыслями и чувствами.

Подобный набор игр обусловлен важной последовательностью событий, положенных в основу сценария тренинга: от ознакомления с проблемой, постановки вопроса через эмоциональные переживания личного и микросоциального уровня к мотивированному отказу от ПАВ.

 

 

Целевая группа молодежь от 18 до 29 лет

 

а) Проведение спортивных мероприятий (турниров, спартакиад)

Задачи:

1. Укрепление здоровья молодежи путем повышения физической активности.

2. Популяризация активного образа жизни населения путем пропаганды двигательной активности и спорта, развития командных видов игр, спортивных разминок.

Рекомендуемые виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол, перетягивание каната, большой теннис, настольный теннис, армреслинг, прыжки в длину, легкоатлетический пробег, плавание, эстафетные игры, катание на роликах, скейтбордах, велосипедах.

 

б) Организация молодежных форумов, молодежных туристических слетов, интерактивных тренингов, дебатов, дискуссий среди студентов на тему «Профилактика наркомании».

Цель:

- повышение информированности, осведомленности молодежи по вопросам профилактики наркомании

- возможность выразить собственное мнение, точку зрения по подходам к профилактике потребления ПАВ

- предложение возможных путей решения актуальной проблемы

- обсудить личные достижения (спортивные успехи, здоровый образ жизни, реализация талантов, помощь и поддержка нуждающихся, саморазвитие и т.д.)

 

в) Проведение круглых столов или конференций на следующие темы: «Потребление ПАВ и риски для здоровья»; «Эффективные меры по профилактике потребления ПАВ», «Наркомания как социальная проблема» с участием представителей отделов образования, молодежной политики, администрации местных исполнительных органов районов и областей по вопросам формирования здорового образа жизни, профильных специалистов (наркологов, психологов).

 

Важно освятить в рамках данных мероприятий вопросы профилактики потребления ПАВ среди молодежи. Включить вопросы повышения информированности молодежи о рисках здоровью. В процессе обсуждения следует раскрыть темы по последствиям потребления инъекционных наркотиков, например «Наркомания и ВИЧ», «Наркомания и вирусный гепатит», «Наркомания и патологии развития плода». Важным моментом является вопрос осведомления молодежи о работе Молодежных центров здоровья, где каждый желающий может получить квалифицированную помощь в конфиденциальной форме.

Актуальным будет изучение отношение молодежи к профилактическим мерам по употреблению ПАВ. Представители молодого поколения могут активно обсуждать, предлагать пути профилактики и решения проблем наркомании, которые будут эффективными на их взгляд, то есть посмотреть на проблему «глазами молодежи», выразить свою точку зрения.

Ключевые моменты организации круглых столов: определение участников мероприятия (представители образовательного сектора, молодежь, ведущие специалисты управлений здравоохранения, акиматов, представители НПО, представители СМИ, медицинские специалисты, профильные специалисты – наркологи, ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятий информация и фотографии публикуются в социальных сетях и на вебсайтах организаций.

 

 

 

 

 

Целевая группа взрослое население от 30 до 64 лет

 

а) Проведение круглого стола на следующие темы: «Профилактика потребления ПАВ»; «Пропаганда здорового образа жизни»; «Меры по сокращению спроса на ПАВ»; «Антинаркотическая политика».

Ключевые моменты организации круглых столов:

- определение участников мероприятия (ведущие специалисты управлений здравоохранения, акиматов, представители НПО, религиозные представители, волонтеры, медийные лица, медицинские специалисты, профильные специалисты – наркологи, ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ);

- составление плана, программы и задач мероприятия;

- согласование времени и места проведения;

- публикация и распространение итогов мероприятия на веб-сайтах организаций и   социальных сетях (фотографии, пресс-релиз).

 

б) Организация и проведение индивидуальных и групповых профилактических бесед, консультирование семей с детьми девиантного поведения специалистами организаций ПМСП, Молодежных центров здоровья по профилактике потребления ПАВ: «Опасность, которая рядом. Наркомания. Что о ней нужно знать?».

 

Задачи:

-   Довести до сведения родителей достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность.

-   Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в современном обществе; пробудить желание предупредить эту проблему.

-   Выработать правильные формы поведения с ребенком, выстраивание доверительных отношений.

Основные симптомы употребления наркотических веществ

Советы родителям

Прежде всего Вы должны все ваши подозрения по отношению к ребенку высказывать взвешено и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка вы можете высказать в слух свои подозрения подростку:

1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

2. Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Ребенок врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу занятий в школе, кружках и т.д. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: “Куда исчез твой друг Руслан, с которым Вас раньше было не разлить водой?”, Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Руслана занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а “забегают на секундочку” о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество “таинственных” звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки.

4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Вообще, он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым “чужим”.

5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, или часто имеет место неадекватный смех, очень коротко поговорил с кем-то по телефону – до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.

6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки “незаметно” что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.

9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, ваш ребенок вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

10. Изменение аппетита и манеры употребления пищи, у ребенка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг, придя с прогулки, съедает несколько порций еды. Их мучает жажда, поэтому постоянно хочется пить.

11. В случае употребления опиатной группы веществ и ряд аптечных препаратов – очень маленький зрачок, не реагирующий на свет; при этом при употреблении психотропных наркотиков зрачок становится очень широким, практически на весь глаз, и тоже не реагирует на свет. Часто подростки пытаются скрыть следы употребления, используя капли для глаз, возвращающие зрачок к нормальному состоянию, но он все равно перестает реагировать на свет.

12. На коже могут появиться высыпания и возникнуть кожный зуд.

 

Обращаем Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться различные болезни или заболевания психики.

 

Можно выделить основные факторы риска подверженности детей к употреблению наркотических средств.

Факторы риска:

В семье:

- родители испытывают трудности по управлению семьей;

- не контролируют поведение детей;

- ведут себя слишком сурово;

- родители не ждут больших достижений от своих детей;

- имеется генетическая предрасположенность наркотическим веществам.

В школе:

учащиеся:

- часто переходят из одной школы в другую;

- не участвуют в общественной жизни школы и класса;       

- пропускают занятия без уважительных причин или бросают учебу.

личностный фактор риска:

- эмоциональная незрелость;

- низкий самоконтроль;

- завышенная самооценка;

- низкая стрессоустойчивость;

- обидчивость;

- конфликтность.

 

Однако имеются и факторы защиты. Это:

- установление близких отношений с детьми;

- поощряется приобретение знаний;

- ценятся принципы;

- родители проводят много времени с детьми;

- семья поддерживает связь с педагогами;

- подростки вовлекаются в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно значимого характера;

- учащиеся активно участвуют в жизни школы, класса.

Воспользуйтесь несколькими простыми и эффективными рекомендациями для профилактики потребления ПАВ Вашими детьми.

Разговаривайте с ребенком о наркотиках

Разговор о наркотиках – первая помощь детям. Использование информации поможет вам в разговоре. Задача таких бесед не только в доведении до ребенка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия.

Учитесь слушать

Ребенок должен знать, что вам интересен его внутренний мир. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребенка, во вред ему.

Подумайте о своем примере

Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением или алкоголем.

Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации

Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения. Чем больше сформировано у ребенка чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать «нет» в ответ на предложение испытать новые ощущения.

Давайте советы, но не давите советами

Обычно мы не очень любим, прислушиваться к чужому мнению. Поэтому, совет может быть эффективен только в случае его востребованности.

Дружите с друзьями Ваших детей

Чаще проводите время вместе с детьми

Организуйте досуг ребенку

Тихим и спокойным, сконцентрированным и усидчивым ребятам подойдут занятия в научных кружках, рукоделием, моделированием; изучение языков или неагрессивные виды спорта (например, плавание).

Ребятам, любящим активный отдых, подойдут любые спортивные секции, а также кружки рыболовов и охотников, туристские объединения.

Если ваш ребенок немного застенчив, можно попытаться отправить его в кружки, где нужно выступать на сцене (театральные, музыкальные, журналистские), там, скорее всего, ему помогут побороть свою робость перед публикой и сверстниками.

Если же ребенок с детства очень музыкален или хорошо рисует, успехом для него будет пойти в кружок по направлению своих умений (в музыкальные, художественные школы, школы танцев и искусств).

Особенно важно позволить ребенку выбирать самому. Пусть подросток хорошо осмыслит предоставленный ему выбор и решит для себя, что ему будет наиболее интересным. Немаловажно также акцентировать внимание на обязательности посещений любой из секций. Это поможет воспитать в ребенке ответственность за свои решения и дисциплинировать его.

Помните, что ваш ребенок уникален!

 

в) Проведение семинаров для рабочих коллективов: инструктивно-методическая работа по профилактике потребления ПАВ с педагогами, медицинскими специалистами первичного звена, школьными медсестрами.

Организация семинаров для педагогов средних и среднеспециальных учебных заведений, школьных медсестер, специалистов первичного звена по раннему выявлению признаков потребления ПАВ и улучшению коммуникативных навыков для повышения эффективности общения, создания доверительной обстановки с детьми и подростками. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Ключевые моменты организации семинаров: определение участников мероприятия (мультидисциплинарные команды), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятия публикация итогов в социальных сетях и на сайтах организации.

 

Информационный блок

Среди множества причин употребления наркотических веществ выделяют физическую и генетическую предрасположенность.

Наркомания – это заболевание, характеризующееся патологическим влечением к различным психоактивным веществам, развитием зависимости и толерантности к ним выраженными медико-социальными последствиями.

 

Наркотики – ядовитые вещества и соединения. Их основные виды:

Яды растительного происхождения в чистом виде:

– марихуана, гашиш

Психостимуляторы:

– эфедрин, фенамин (амфетамин), «экстази», кокаин.

Галлюциногены:

– LSD – (диэтиломид лизергиновой кислоты), грибы рода Psilotsibum, РСР (фенциклидин).

Деприссанты:

– снотворные и седативные (успокаивающие, снимающие боль, страх, тревогу, беспокойство) средства.

Опиаты:

– «маковая соломка», «ханка», растворы кустарного изготовления (готовятся с использованием органических растворителей и ангидрида уксусной кислоты), раствор в ампулах или во флакончиках с маркировкой «морфина гидрохлорид» («морфин» – один из активных алкалоидов опия, кодеин (алкалоид, содержащийся в опии).

 

Как показывает статистика, первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда даже и в 8-10 лет. Но чаще в подростковом возрасте. Подростковый возраст – это переломный период. Кризис взросления. Переживается он по-разному, создавая различные психологические и социальные трудности.

Нередко первую дозу получают обманным путем: в качестве «нового сорта сигареты» или другой необычной «приманки» (напитков, таблеток и даже инъекций).         

Особенности отношения детей к наркотикам.

Дети 8-11 лет. Наркотик – это неизвестный и запретный мир, и, как и все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены, по словам друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы.

11-14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием «легких» наркотиков. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания носят недостоверный характер. Отношение к наркотику – как привлекательность. Не оценивается опасность его употребления. Употребление связано с трудной жизненной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. В этом возрасте доступны лекарственные и бытовые средства – бензин, клей, зубная паста, таблетки и т. д. Имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам.

14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любым психоактивным веществом. Возраст часто называют – возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо – опосредованный через близких, знакомых и друзей.

 

Наркотическая зависимость является одним из этапов наркоманий.

Различают:

- психическую зависимость;

- физическую зависимость;

- толерантность.

Психическая зависимость – это болезненное стремление непрерывно или периодически принимать наркотический препарат с тем, чтобы испытать определенные ощущения, либо снять явления психического дискомфорта. Она возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, но может быть и после однократного приема.

Физическая зависимость – это состояние перестройки функций всего организма в ответ на хроническое употребление психоактивных препаратов. Проявляется выраженными психическими и физическими нарушениями при прекращении приема наркотиков или нейтрализации его действия специфическими антагонистами.

Эти нарушения обозначаются как абстинентный синдром - синдром отмены или синдром лишения. Они облегчаются или полностью купируются при новом введении того же наркотика. Физическая зависимость развивается в процессе хронического употребления не всех наркотических препаратов (например, кокаин).

Толерантность – состояние адаптации к наркотическим веществам, характеризующееся уменьшенной реакцией на введение того же количества наркотика, когда для достижения прежнего эффекта требуется более высокая доза препарата.

 

Дети и подростки, склонные к девиантным формам поведения, зачастую ослабленные социально, уязвленные морально и физически, нуждающиеся в поддержке и в помощи. Часто эти дети   депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации.

 

Как помочь им?   

С этой целью целесообразно каждому педагогу овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:

1-й этап - контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. В процессе беседы с учащимся педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты хотел бы в каникулы отдохнуть в лагере?). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Например, «Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то…?; заниматься этим…? и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.

2-й этап - диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.

3-й этап - коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.

4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.

     Главное условие успеха – это высокая культура общения и тактический подход педагога, терпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

Повышается роль социально-педагогической и психологической службы в системе воспитательно-профилактической работы. С учащимися, которые имеют склонность к девиантному поведению, с целью профилактики применяются различные формы работы:

- индивидуальные личностно - ориентированные тренинги и беседы;

- вовлечение во внеклассные мероприятия;

- вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.);

При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать следующим рекомендациям:

- сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;

- помнить, что ребенок имеет право на ошибку;

- ребенок всегда должен быть выслушан, в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;

- использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток, интерактивных подходов;

- учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;

- необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;

- учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

- не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;

- не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;

- нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности. Главное в работе с детьми девиантного  поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности.

 

 

Целевая группа взрослое население старше 64 лет

 

Проведение вечеров вопросов и ответов для населения, бесед, консультаций, диспутов, массовых гуляний, акций во дворах, дворовых клубах, обществах ветеранов, супермаркетах с призывом: «Активный образ жизни»; «Растим здоровое поколение!»; «Пример молодым!»

 

Этапы организации консультаций, диспутов, вечеров вопросов и ответов:

- привлечение специалистов (медицинские сестра, инструкторы ЛФК, спортивные тренеры, врачи-наркологи, ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ);

- определение программы и задач мероприятия;

- согласование времени и места проведения;

- распространение информационно-коммуникационных материалов;

- размещение материалов, посвященных профилактике заболеваний и пропагандирующих здоровый образ жизни в средствах массовой информации, печатных изданиях, интернет-ресурсах.

 

В рамках бесед следует акцентировать внимание на внутрисемейные отношения, создание в семье благоприятных, доверительных отношений. Семья как среда формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения начинает приобретать доминирующее место в структуре становления личности.

Некоторые советы для построения доверительных отношений в семье.

- Хвалите своих родных (членов семьи), делайте комплименты, дайте им почувствовать свою значимость.

- Владейте собой и своими эмоциями. Никогда не унижайте и не оскорбляйте. Старайтесь всегда проявлять спокойствие.

- Старайтесь чаще проводить время вместе (семейный ужин, совместный досуг и т.д.)

- Следите за тем, что и как Вы говорите, за своей жестикуляцией, когда общаетесь: не занимайте «закрытые позиции» (не скрещивайте руки, не смотрите исподлобья, не наклоняйте голову вниз).

- Ежедневно проявляйте заботу о родных, делайте приятные мелочи каждый день, чтобы даже будни и бытовые вопросы решались с легкостью и юмором.

- Чаще улыбайтесь. Будьте открыты и искренны.

 

Организация массовых гуляний, акций для людей пожилого возраста

Проводимые мероприятия будут способствовать к более активному привлечению людей старшего поколения к активному и здоровому образу жизни, подавать пример молодому поколению,    управлению эмоциями с целью укрепления психического здоровья, формированию здоровых привычек и среди молодежи.

 

Примеры мероприятий:

- Проведение       турниров   по     шахматам, шашкам,    рендзю, домино, нардам и    другим       интеллектуальным       играм.

- Организация     просмотра         кинофильмов     и      передач     под открытым небом.

- Создание выставки    фотографий        «О     здоровом образе жизни».

- Создание площадок на      открытом   воздухе (в скверах и парках) для реализации творческих       возможностей     людей       старшего возраста (рисование, художественная графика, пение, музыка, танцы), прогулки     в вечерние часы.

- Создать   на     общедоступных площадках         клубы       танцев на свежем       воздухе      для    людей        старшего поколения.  

- Проводить        ярмарки    и      выставки   рукоделия.

- Создание клубов      по    интересам,         где   пенсионеры        могли бы обсуждать свое хобби,       делиться    опытом с молодежью.

- Организация     мастер-классов   по     кройке       и       шитью.

- Организация     фотосессий          для    людей        старшего возраста.

- Организация     выездов     в        контактные         зоопарки.

- Проведение       фестивалей         долгожителей.    В       рамках фестиваля       организовать      концерт,    соревнования,    танцы, конкурсы         и      номинации.         На    фестивале разместить информационные стенды    с           достижениями   и       рекордами людей        старшего возраста.

- Организация     турнира     по     настольному       теннису, обучение бильярду.

 

Организация и проведение медийных мероприятий

 

Цель: сохранение и укрепления здоровья, повышение осведомленности населения, борьба с наркоманией

Форма проведения мероприятий:

- выступления на телевизионных каналах, радиостанциях;

- публикации в печатных изданиях на государственном и русском языках;

- размещение анонса новостей на Web-сайте организации, в информационных агентствах;

- ротация аудио-видеороликов в организациях ПМСП, в учреждениях образования, на предприятиях малого и среднего бизнеса, закрепленных за медицинским учреждением;

- участие в пресс-конференциях областного и городского уровней;

- распространение информационно-образовательных материалов по профилактике потребеления ПАВ, аспектам здорового образа жизни (инфографики, листовки, плакаты);

- выступления по радиотрансляционному узлу в учреждениях ПМСП, школах, в местах массового пребывания людей;

- трансляция видеороликов на LED-мониторах, в общественном транспорте, в местах массового пребывания населения, аэропортах, авто/ железнодорожных вокзалах, торговых организациях, рынках;

- размещение наружной рекламы (светодиодные дисплей, баннеры, билборды, информационные стойки, Roll-up стойки и т.д.), бегущая строка на региональных телеканалах, в общественном транспорте, размещение информации на остановочных комплексах, в ЦОНах;

- рассылка информации профилактической направленности (приглашение на скрининговые осмотры и другие профилактические мероприятия) посредством: SMS-сообщений через мобильную связь, социальные сети, платежные квитанции по оплате коммунальных услуг, расклеивание информации в лифтах, подъездах жилых домов.