ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ПУТЬ К ОТЛИЧНЫМ ЗНАНИЯМ

«Школьное питание – важная часть национальной программы
укрепления здоровья нации»
Н.А. Назарбаев

 

Основной целью программы по организации питания является сохранение здоровья детей, концентрация внимания общественности на глобальной проблеме детского питания (школьников, подростков), повышение уровня осведомленности населения республики, медицинских работников по вопросам рационального, сбалансированного питания, как одного из факторов развития заболеваний у детей.

Высокая скорость роста и постоянное увеличение информационной, психоэмоциональной и умственной нагрузки у современного школьника требует постоянного поступления с пищей достаточного количества пищевых веществ, особенно белка, витаминов и микроэлементов. В этой связи, полноценное питание школьников – это обязательный элемент образовательного процесса и базовый фактор, определяющий качество освоения школьных программ, а также основа здоровья подрастающего поколения и необходимое условие для полноценного физического и умственного развития.

Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу:

  • быстрее утомляются,
  • чаще жалуются на головные боли,
  • на усталость,
  • на боли в желудке,
  • плохой привкус во рту,
  • плохое настроение
  • пониженную работоспособность.

Сейчас ни у кого не вызывает сомнения то, что неполноценное питание школьников может привести к нарушению физического развития, быстрой утомляемости и снижению концентрации внимания на уроке, увеличению психических отклонений, росту хронических заболеваний.

По данным Казахской академии питания (далее КАП) к самым распространенным формам пищевых нарушений у школьников РК относятся:

Дефицит незаменимых пищевых веществ:

  • полноценных белков животного происхождения
  • ПНЖК, особенно омега-3 ЖК
  • пищевых волокон
  • кальция
  • железа легко усвояемого
  • цинка
  • витамина А (ретинола)
  • витамина В2 (рибофлавина)
  • фолиевой кислоты
  • витамина С

В основном за счет:

  • преобладания в рационе высокорафинированных мучных продуктов
  • избыточного потребления животных жиров
  • низкого уровня потребления мяса, рыбы, фруктов и овощей
  • вытеснения молочных
  • продуктов и фруктовых соков чаем, какао, сладкими газированными напитками
  • избыточного потребления свободных сахаров

 

В контексте выше сказанного, основным документом, регламентирующим современную систему организации питания в общеобразовательных организациях Казахстана являются Методические рекомендации «ЕДИНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО РАЦИОНУ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ» (4-х недельное меню блюд для организации питания школьников в общеобразовательных организациях) разработанные КАП и НЦЗП, в рамках государственного социального заказа по ГП развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы, утвержденные РЦРЗ МЗ РК (заключение научно-медицинской экспертизы №44 от 11.12.2017 г.)

Основная цель внедрения единых стандартов – сохранение и укрепление здоровья школьников путем оптимизации питания, обеспечения безопасности, качества и доступности питания, соблюдения унифицированных требований к организации питания школьников в общеобразовательных организациях Казахстана.

Методические рекомендации предназначены для широкого спектра специалистов: работников школьных столовых, медицинских работников, а также для всех других заинтересованных лиц.

Содержание методических рекомендаций включает основные разделы: введение, требования к составу, пищевой ценности, объему, качеству питания, порядок организации полноценного питания в школьном пищеблоке, особенности устройства, содержания и эксплуатации пищеблока, особенности технологии приготовления блюд и кулинарных изделий в школьных столовых, четырехнедельные меню-блюд (зима-весна, лето-осень), нормы взаимозаменяемости продуктов, потери при холодной и горячей кулинарной обработке, мониторинг за реализацией внедрения Единых стандартов.

Использование в школьных столовых рекомендуемых меню-блюд для учащихся будут способствовать соблюдению разнообразия блюд и технологии их приготовления, оптимизации пищевой плотности рационов, особенно антиоксидантами, лимитированными в питании дома, а также повышению контроля качества готовых блюд в школьных столовых.

Регулярно проводимый мониторинг с периодичностью 1 или 2 раза в учебном году среди общеобразовательных организаций Казахстана позволит развить систему мониторинга состояния здоровья учащихся, обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами в соответствии с возрастными потребностями, оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся, укрепить материально-техническую базу школьных столовых, увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 100%.

И в заключении хотелось бы подчеркнуть, что только активное сотрудничество школьного сообщества, т.е. родителей, педагогов, медперсонала, работников пищеблока и самих школьников, может дать положительный результат в формировании культуры питания подрастающего поколения и конечном счете в сохранении здоровья детей.