Национальная программа «Здоровое питание – путь к отличным знаниям» по организации питания школьников с 2 по 11 апреля 2018 года

Целевая группа

- дети от 7 до 10 лет

- дети и подростки от 11 до 14лет

- подростки от 15 до 17 лет

 

Цели и задачи

Основной целью программы по организации питания является сохранение здоровья детей, концентрация внимания общественности на глобальной проблеме детского питания (школьников, подростков), повышение уровня осведомленности населения республики, медицинских работников по вопросам рационального, сбалансированного питания, как одного из факторов развития заболеваний у детей, необходимости своевременного прохождения профилактических осмотров.

Одной из наиболее актуальных проблем по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков является обеспечение их полноценным питанием, как в количественном, так и в качественном отношении.

 

Основные принципы

Сохранение и укрепление здоровья школьников путем оптимизации питания, обеспечения безопасности, качества и доступности питания, соблюдения унифицированных требований к организации питания школьников.

 

Механизм реализации

Основным элементом механизма реализации является совместная деятельность УЗ областей и гг.Астана, Алматы, организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, Центров формирования здорового образа жизни областей, департаментов КООЗ областей и гг Астана, Алматы на единой методологической основе с практической реализацией данных мероприятий на региональном уровне.

 

Особенности профилактических мероприятий на 2018, в сотрудничестве с НПО, с разделением на целевые группы по возрасту.

 

Целевая группа дети от 7 до 10 лет

 

1.Организация и проведение классного часа по теме «Значение белков, жиров, углеводов в рациональном школьном питании», «Режим питания», «Питьевой режим в школе».

Задача классного часа, проводимого, как правило, один раз в неделю после уроков, состоит в налаживании духовно-нравственного воспитания в создании положительного психологического климата, хорошего настроения у ребят, в определении перспектив развития коллектива класса. Тематика классного часа может быть самой разнообразной.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя.

При встрече люди издревле желали друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым, правильно питаться – основное правило древних.

Здоровье в большей степени зависит от вас самих?

1. Мозговой штурм в виде игры «Ромашка»: на лепестках ромашки записана первая половина пословицы - продолжить…

  • В здоровом теле, (здоровый дух)
  • Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)
  • Заболел живот, держи (закрытым рот)
  • Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
  • Землю сушит зной, человека (болезни)
  • К слабому и болезнь (пристает)
  • Поработал (отдохни)
  • Любящий чистоту – (будет здоровым) и т.д.

Вы видите, что про здоровье люди думали всегда и в древности, ведь пословицы - это народная мудрость.

От чего же им так везло? Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались. В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой.

Учитель рассказывает о пищеварении: А сейчас мы проникнем в тайны процесса, который называется пищеварением. Благодаря нему все клетки нашего организма получают питание. Для того чтобы весь организм человека был накормлен, природа создала в нем самом фабрику-кухню, которая представляет собой очень длинный конвейер. Его длина равна 10 метрам. Сначала пища попадает в Ротовую полость. Мы пережёвываем её зубами, перемешиваем языком. Уже здесь пища начинает перевариваться при помощи слюны. Изо рта через ГЛОТКУ пища в виде кашицы отправляется дальше в ПИЩЕВОД, во второй отсек нашей фабрики. Без еды наш желудок похож на спущенный воздушный шарик, а когда мы его заполним едой, то он растянется и превратится в целую пещеру. Стенки в желудке шероховатые, из них сочится ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК. Он постепенно пропитывает всю пищу и растворяет даже твердые леденцы до жидкой каши. Из желудка пища поступает в Кишечник. Он состоит из ТОНКОЙ и ТОЛСТОЙ кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. ПЕЧЕНЬ выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ. Частицы питательных веществ через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.

У.: Вся эта сложная работа называется перевариванием пищи и этот процесс длится 3- 4 часа. Затем зачитывает письмо от Карлсона:

“Здравствуйте, друзья! Я самый больной в мире человек!!! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: тело ломит, в глазах звёздочки, в ушах звенит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Айболит говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: Торт с лимонадом, чипсы, варенье, пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон.”

У. Как вы думаете, на пользу пойдет такой набор продуктов? Почему?

Давайте поможем Карлсону составить меню на день.

Дети составляют Карлсону меню из тех продуктов, которые расписаны на карточке: каша, кефир, хлеб, картофель, геркулес, гречка, мясо, яйцо, молоко, творог, рыба, растительное масло, торт, сливочное масло, сметана, шоколадные конфеты, морковь, огурцы, яблоко, шиповник, апельсин). Варианты ответа: Суп с крупой, салат из свежих огурцов (овощей), перец фаршированный с мясом и рисом, кисель из плодов шиповника/яблоко, хлеб ржано-пшеничный.

Обратная связь. Вопрос- ответ.

2. Организовать конкурс, ролевые игры среди школьников «Какие продукты питания полезные?»

Раздать среди школьников карточки с продуктами, содержащими больше белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Каждый школьник, наряженный в костюм продукта, который представляет, например, овощ «Господин Огурец», «Господин Помидор» или фрукт «Мистер Виноград», «Мистер Апельсин» читают стихотворение о пользе овоща или фрукта для здоровья человека.

По итогам определяются победители, и все участники награждаются поощрительными призами.

Ролевая игра

а) «Полезная – неполезная пища». Дети стоят в кругу, один ребенок в центре, перечисляет продукты питания (молоко, хлеб, сахар, мясо, конфеты, колбаса, сыр и т.д.), остальные дети, поднимая руки вверх говорят полезно, но ребенок (ведущий) может назвать и неполезные продукты (мухомор, алкоголь, уксус, и др.) в этом случае дети стоят молча, не поднимая руки.

3. Обсудить с группой в 3-4 человека о пользе и вреде сахара, конфет, пирожных, тортов.

4.Обсудить в группах из 2-3 человек «Я люблю (фрукты, овощи, ягоды, пельмени и др.) Почему? Выступает один ребенок от группы, что он любит и почему?

5. Обзор занятия. Что было интересного? Что понравилось?

б) Игра - «сравни и объясни». Возьмите два похожих внешне продукта, или их изображение, например яблоко и леденец и попросите учеников сравнить их обоих (оба они сладкие, разные цвета, яблоко сочное, яблоко полезнее и т.п). Убедитесь, что ученики комментируют тот факт, что яблоко здоровее, полезнее, чем леденец, и попросите их объяснить, почему.

Обратная связь. Тест – опрос.

 

3. Организовать беседы, опрос школьников по теме «Что такое правильное питание?» - с привлечением медработников, учителей.

Беседа, опрос – метод получения информации посредством свободного общения с человеком.

Учитель: «питаться правильно» - это значит питаться так, чтобы чувствовать себя здоровым и бодрым и при этом совсем не задумываться о том, что именно нужно съесть. Вопрос о том, правильно ли ты питаешься, возникает только тогда, когда чувствуешь себя нездоровым. Тебе нужно помочь.

Учитель: Давайте обсудим в группах из чего состоят продукты.

Дети: из белков (перечисляют продукты – бобовые - фасоль, горох, чечевица, арахис, животного происхождения – яйцо, мясо, молоко, рыба);

Из жиров: жир животный (бараний, говяжий, куриный; сливочное масло, растительное масло);

Из углеводов: (картофель, бананы, сахар, мед, хлеб, рис, кукуруза).

Продукты этой группы содержат также железо (для строительства новых молекул гемоглобина) и кальций (необходимый для роста костей).

Обратная связь. Вопрос – ответ.

 

Целевая группа с 11 до 14 лет

1. Проведение подсчета индекса Кетле, составление рациона питания среди школьников ООШ, лицеях на темы «ИМТ и ожирение у детей» - с привлечением специалистов ПМСП, школьной медсестры.

Давайте составим пищевой рацион школьника 11 - 14 лет.

Как известно избыточная масса тела (ИМТ) является одним из факторов риска, способствующих развитию гипертонии и сахарного диабета, ИБС, ожирению и т.д. Индекс Кетле – это индекс массы тела, с помощью которого можно определить степень ожирения и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела

Как рассчитывается индекс Кетле?

Индекс Кетле = реальная масса тела (кг) делится на (рост (м2)

Результаты ваших расчетов нужно будет соотнести с данными следующей таблицы.

2018.04.02 Здоровое питание 1

Примерное меню для ребенка 11-14 лет

Борщ/суп с крупой - 230/25г.

Куры отварные/мясо тушеное (говядина) – 90г.

Гарнир: гречка рассыпчатая/капуста/крупа - 130 г.

Салат из свежих овощей – 80 г.

Кисель фруктовый - 200 г.

Молоко/сузбеше/кефир – 200 г.

Хлеб ржано-пшеничный- 35 г.

Способы поддержания нормальной массы тела:

повышение физической активности; есть меньше сахара, сладостей; полезна ходьба, ходьба по лестнице; часто пить воду, соки; полноценный завтрак; не переедать.

Обратная связь. Вопрос- ответ.

 

2.Организация семинаров, лекций для учителей на тему «Значение овощей и фруктов в питании школьника», «Организация питьевого режима школьника», «Потребление фруктов, сахара в питании школьника».

Информация для учителей, работников пищеблока.

По рекомендации ВОЗ человек должен потреблять 400 – 700 граммов фруктов и овощей ежедневно. Вы должны знать, что овощи и фрукты играют важную защитную роль в профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы, некоторых видов рака и дефицита микроэлементов. Они являются источниками витаминов, минеральных веществ, крахмала, углеводов и пищевых волокон. Растительные продукты необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности его организма. Чем разнообразнее и богаче рацион питания человека насыщен растительной зеленью, фруктами и овощами, тем больше у него шансов на успешное лечение многих болезней. Помимо этого, растительная еда является хорошим средством профилактики против многих недуг, повышая сопротивляемость организма, особенно детского, к различным инфекциям, неблагоприятным воздействиям вредных физических и химических факторов окружающей среды. Овощи, как в свежем, так и переработанном виде, являются сильными стимуляторами выделения желудочного сока, и тем самым способствуют более полному перевариванию и усвоению в организме белков, жиров и углеводов. Особенно усиливают процесс пищеварения желудка морковный, огуречный, капустный, а также арбузный сок. 

Поговорим о свободных сахарах – это моно- и дисахариды, добавленные в пищевые продукты и напитки производителями, поварами или потребителями, и сахара, естественно присутствующие в меде, сиропах, фруктовых соках и концентратах фруктовых соков. Потребление свободных сахаров, особенно в форме сладких газированных напитков, сладостей способствует развитию избыточной массы тела с развитием ожирения и сахарного диабета. Поступление в организм можно сократить, ограничив поступление пищевых продуктов и напитков с высоким содержанием сахара (например, газированные напитки, конфеты, закусочные продукты и т.д.) с потреблением, вместо перекуса, фруктов и овощей.

Очень популярный напиток среди населения, особенно среди подростков и молодежи - это кока – кола. Состав: очищенная газированная вода; сахар; натуральный краситель карамель; регулятор кислотности ортофосфорная кислота; натуральные ароматизаторы; кофеин. В январе 2011 года 4-метилимидазол, содержащийся в карамельном красителе, был внесён в список возможных канцерогенных веществ (Калифорния). Среди всех прохладительных напитков, особенно в Кока-коле, наибольшее содержание сахара, т.е. в 1 литре –137,5 граммов, т.е. эквивалентно 27,5 кусочкам сахара, что ведет к нагрузке на поджелудочную железу и развитию сахарного диабета. Потребление свободных сахаров, особенно в форме сладких напитков, сладостей (булочки, шоколад, мармелад, конфеты, торты, мороженное), ограничить, так как они способствуют увеличению массы тела с развитием ожирения, сахарного диабета, кариеса. Поступление в организм сахара можно сократить, ограничив потребление пищевых продуктов с высоким содержанием сахара. Например, сладкий газированный напиток 0,5 л содержит 55 граммов, что соответствует 11 кусочкам сахара, в энергетическом напитке 0,5л - 27,5 граммов, т.е. 5,5 кусочкам сахара, сладкий холодный чай 0,5л – 42,5 граммов, т.е. 8,5 кусочкам сахара, наибольшее содержание в 1 литре кока-колы–137,5 граммов, т.е. 27,5 кусочков сахара и т.д.

Вода - без пищи человек может прожить несколько недель, а вот без воды может только несколько дней. Поэтому пейте воду негазированную до 1-1,5 литра в день! Очень важна организация питьевого режима в школе.

Обратная связь. Вопрос – ответ.

3. Организация семинаров, лекций, вечеров вопросов и ответов для учителей, работников пищеблока по теме «Польза и вред соли», «Гигиена школьников» - школьные медицинские работники, специалисты ПМСП

Информация для учителей, работников пищеблока.

Потребление соли. Всемирная организация здравоохранения рекомендует суточное потребление соли не более 2 - 5 граммов в сутки. В состав многих тканей организма, например, плазма крови, входят микроэлементы (Na). Поэтому принятие соли с пищей восполняет суточную потребность организма. В случае превышения дневной нормы употребления соли она начинает накапливаться, что приводит к задержке жидкости в организме и способствует появлению отеков и повышению артериального давления. Популярные национальные соленые продукты: мясо, қазы, қурт, ірімшік и соленья (огурцы, томаты, салаты консервированные и т.д.), чипсы, кириешки, соленые крекеры, соленые закуски употреблять в ограниченном количестве! Понятие «снек» объединяет большую группу разнородной продукции – от шоколадных батончиков до вяленого мяса и орехов. Сегмент снеков является одним из наиболее перспективных на рынке быстрого питания. Этот рынок представлен продуктами, которые можно употреблять, как в качестве перекуса. Вы можете заменить привычные сладости орехами и сухофруктами, что позволит вести здоровый образ жизни и укрепить здоровье. Так, например, в 80 граммах соленых закусок содержится 5 г соли (одна чайная ложка без горки) - это луковые кольца, кириешки, чипсы, крекеры и т.д.

Снижение потребления соли до нормы и ниже позволит сохранить 2,5 миллиона жизней в мире ежегодно. Снизит риск неинфекционных заболеваний (болезни сердца, сахарный диабет, рак), сократит инвалидность от инфаркта миокарда и инсульта, предотвратит развитие катаракты, сохранит водный баланс в организме, избавляя от отеков и выводя излишнюю жидкость.

Запомните правило: обязательно мойте руки с мылом перед едой!

Основное требование гигиены питания школьника - прием пищи в строго определённое время. Благодаря этому пища лучше усваивается и меньше вероятность развития желудочно-кишечных заболеваний. В промежутках между основными приёмами пищи кушайте только фрукты. Не кушайте перед завтраком, обедом и ужином сладкое, так как снижается аппетит. Обязательно перед употреблением тщательно помойте фрукты, овощи, ягоды и самое главное – руки. Не пей некипяченую воду. После еды всегда чистить зубы.

Помни, что микробы –твои враги!

Обратная связь. Вопрос - ответ

 

Целевая группа дети от 15 до 17 лет

1.Организация дебатов, диспутов, дискуссий среди школьников по организации школьного питания на тему «Польза и вред трансжиров в школьном питании», «Фастфуды, полезны ли для здоровья?» с показом симуляционного оборудования «Пирамида питания».

Информационная сессия для школьников, медицинских сестер

Понятие «снек» объединяет большую группу разнородной продукции – от шоколадных батончиков до вяленого мяса и орехов. Сегмент снеков является одним из наиболее перспективных на рынке быстрого питания. Этот рынок представлен продуктами, которые можно употреблять, как в качестве перекуса. Вы можете заменить привычные сладости орехами и сухофруктами, что позволит вести здоровый образ жизни и укрепить здоровье. Так, например, в 80 граммах соленых закусок содержится 5 г соли (одна чайная ложка без горки) - это луковые кольца, кириешки, чипсы, крекеры и т.д. Снижение потребления соли до нормы и ниже позволит сохранить 2,5 миллиона жизней в мире ежегодно. Снизит риск неинфекционных заболеваний (болезни сердца, сахарный диабет, рак), сократит инвалидность от инфаркта миокарда и инсульта, предотвратит развитие катаракты, сохранит водный баланс в организме, избавляя от отеков и выводя излишнюю жидкость. Помните! Соблюдая эти рекомендации у вас появится шанс на долгую, здоровую жизнь.

Трансжиры - это разновидность ненасыщенных жирных кислот,
которые могут быть как природными, так и созданными
искусственно. Природные трансжиры содержатся в продуктах животного происхождения (например, мясных и молочных продуктах от крупного рогатого скота, овец, коз). Трансжиры искусственного происхождния содержатся в фастфудах, в выпечке (пироги, печенье, пирожные и сдобные булочки), бисквиты, жареные продукты (картофель-фри, куриные наггетсы), попкорн, слойки. Опасными являются трансжиры промышленного производства, которые повышают холестерин крови и способствует развитию заболеваний сердца, диабета, ожирения, рака молочной железы, болезни Альцгеймера, желчнокаменной болезни и др. 2% повышение энергии, получаемой в результате потребления трансжиров на 23%, повышает риск смерти от инфаркта миокарда. Трансжиры содержатся в картофель-фри, чизбургерах, бургерах, мороженом, попкорне, чипсах, крекерах, пирогах, печеньях, сдобных булочках, пирожных, слойках, тортах, биквитах, кексах.

Фастфуд - преимуществом этих блюд является быстрота приготовления и употребления. Могут содержать различные пищевые добавки, большая часть которых негативно сказывается на состоянии организма и здоровья детей. 

К еде быстрого приготовления относятся: гамбургер, чизбургер, сэндвич, картофель фри, хот-дог. Из-за низкой питательной ценности блюд в учреждениях быстрого питания у человека, регулярно питающегося фастфудом, развивается авитаминоз.

Практическое занятие «Питание – залог нашего здоровья!»

Цель: проследить взаимосвязь питания и здоровья.

Оборудование: лист белой бумаги, фломастеры, ручки, муляжи продуктов питания.

1.Вводная часть. Учитель дает информацию о том, как мы питаемся, как управлять факторами, которые влияют на правильное питание.

2.Работа в группах. На стол выкладывают необходимые муляжи или рисунки продуктов питания из цветного журнала для того, чтобы ученики выбрали себе по одному или одной и могли обосновать свой выбор.

На вопрос:

а) Почему ты выбрал эти продукты питания?

б) Почему считаешь ты, что эта пища тебе подходит?

в) Какие ты знаешь положительные и отрицательные характеристики этого продукта?

Учитель готовит три таблички «не знаю», «согласен», «не согласен».

Когда учитель задает вопросы, то ученики занимают место под табличками, с которыми совпадают точки зрения. Подводятся итоги.

Обратная связь. Тест – опрос

 

Примерное меню ребенка 15 -17 лет

 

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

бутерброд с маслом и сыром

куриный бульон, борщ, рассольник -250/25

Фрукт (банан, яблоко – по 200 г), творожок, овощной салат

творожная запеканка; легкая каша с ягодами; омлет -

или яичница, омлет

мясо или рыба с гарниром из овощей или круп- 100 г

 

 

или каши на молоке

Компот – 200 г

 

 

или запеканка

100 г

 

 

какао, чай; йогурт

 

 

стакан кефира, айрана или молока с медом -200 г

Хлеб ржано-пшеничный

40 г

 

 

 

 

 

2.Организация родительского собрания на тему ««Газированные и энергетические напитки», «Профилактика табакокурения», «Потребление алкоголя (пиво)».

Информация для родителей

Что касается газированных напитков, которых любят подростки, они содержат в своем составе вещества, стимулирующие нервную, сердечно-сосудистую и эндокринную системы организма человека, создающие эффект прилива сил и бодрости. Энергетические напитки можно назвать своеобразным концентрированным заменителем кофе, который еще и содержит глюкозу, обеспечивая прилив энергии для мозга и мышц. Если ты устал/устала, не пей энергетики, а лучше иди домой или отдохни.

Таким образом, выбор остается за тобой! Следует отметить, что именно подростковый период определяет поведение во взрослой жизни в отношении табакокурения, употребления алкоголя, питания и физической активности и, в целом, формированию здорового общества. Продол­жается рост болезней нервной, эндокринной системы, нарушений питания и обмена веществ. Это вызывает необходимость усиления системы мер, направленных на эффективные воздействия общественного здравоохранения для сохранения здоровья подростков. Задачей родителей является объяснить подростку вред нерегулярного питания всухомятку, найти альтернативу чипсам и булочкам, например, сухофрукты и орешки. Объяснить, что питание должно быть четырехразовым: завтрак – 25 %; обед – 35–40 %, полдник – 15 %, ужин – 20–25% от суточной потребности в питательных веществах. В качестве закуски могут быть овощи или фрукты, сыр или творог, яйцо, салаты. В качестве горячего можно каши, овощное рагу, мясо, рыба. Напиток в виде горячего чая, компота, киселя, молока.

 

 

Медиа-мероприятия:

Цель: повышение информированности населения о значении питания школьников, влияние организации школьного питания на учебу, о физической активности на государственном и русском языках:

Форма проведения мероприятий:

-выступления по питанию школьников на телевизионных каналах, радиостанциях на государственном и русском языках;

-публикации по школьному питанию в печатных изданиях на государственном и русском языках;

-размещение анонса новостей на Web-сайте организации, в информационных агентствах;

-ротация аудио-видеороликов по питанию в организациях ПМСП, в учреждениях образования, на предприятиях малого и среднего бизнеса, закрепленных за медицинским учреждением;

-распространение информационно-образовательных материалов о питании, физической активности, аспектам здорового образа жизни (листовки, буклеты, брошюры);

-выступления по радиотрансляционному узлу в учреждениях ПМСП, школах, ССУЗах и ВУЗах, в местах массового пребывания населения по организации школьного питания;

- трансляция видеороликов на LED-мониторах, в общественном транспорте, в местах массового пребывания населения, аэропортах, авто/ железнодорожных вокзалах, кинотеатрах по питанию;

-размещение наружной рекламы (светодиодные дисплей, баннеры, билборды, информационные стойки, Roll-up стойки и т.д.), бегущая строка на региональных телеканалах, в общественном транспорте, размещение информации на остановочных комплексах, в ЦОНах, местах массового пребывания населения по питанию;

- рассылка информации профилактической направленности (приглашение на профилактические мероприятия) посредством: SMS-сообщений через мобильную связь, социальные сети, платежные квитанции по оплате коммунальных услуг, расклеивание информации в лифтах, подъездах жилых домов.

Срок предоставления информации в НЦПФЗОЖ к 20 апреля 2018 года в печатном и электронном форматах

-аналитическая информация в формате Word на государственном и русском языках;

- таблицы в формате Excel, согласно Приложения 1.