Национальная программа «Быть здоровым - это модно!», приуроченная к Всемирному Дню здоровья 7 апреля 2018 года

Целевая группа – население РК, в т.ч.

- дети от 3 до 6 лет

- дети от 7 до 10 лет

- дети и подростки от 11 до 14лет

- подростки от 15 до 17 лет

- молодежь от 18 до 29 лет

- взрослое население от 30 до 64 лет

- взрослое население старше 64 лет

Цели и задачи

 

Основной целью Национальной программы «Быть здоровым - это модно!» является сохранение и укрепление индивидуального здоровья путем формирования установок на здоровый образ жизни на всех этапах жизни, помочь людям делать выбор и принимать решения в пользу здоровья для себя и своей семьи, повышение осведомленности населения, общественности и медицинских работников по вопросам поддержания здоровья, развития в республике социально-ориентированной комплексной медицинской помощи (Система обязательного социального медицинского страхования, ОСМС), функционирования Национальной скрининиговой программы, которая обеспечивает всеобщий доступ к медицинским услугам для всех жителей Республики.

 

Основной задачей является предоставление людям информации и настоятельных рекомендаций в отношении сохранения здоровья и профилактики болезней и поведенческих факторов риска (привитие навыков здорового питания, повышения уровня физической активности; отказа от табакокурения и потребления алкоголя, повышение информированности населения об ОСМС и Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) для обеспечения всеобщего охвата медико-санитарными услугами; разработка и внедрение комплекса информационно-методических программ с акцентом на целевую группу, включающих пропаганду, просвещение, образование в различных слоях населения, в том числе в организованных коллективах.

 

Основные принципы

Программа основывается на следующих принципах:

-здоровье человека – залог здоровья нации и основное право человека и задача общества;

-здоровый образ жизни- основа профилактики заболеваний и высокого качества жизни;

-социальная активность общества- развитие высокой ответственности за свое здоровье среди населения (своевременное прохождение диспансеризации, участие в оздоровительных мероприятиях, ведение здорового образа жизни).

-здоровое питание, достаточная физическая активность являются одними из главных способов и укрепления здоровья, которые необходжимо формированть с раннего детства и поддерживать на протяжении всей жизни;

-разьяснение принципов и механизмов обязательного медицинского страхования для обеспечения того, чтобы каждый человек в стране имел доступ к основным качественным услугам здравоохранения и не испытывал бы при этом финансовых трудностей.

Механизм реализации

Основным элементом механизма реализации является совместная деятельность организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, профильных служб, Центров формирования здорового образа жизни областей и гг Астана, Алматы, департаментов КООЗ областей, гг Астана, Алматы на единой методологической основе с практической реализацией данных мероприятий на региональном уровне.

 

Быть здоровым - это целая наука и одно из её направлений -формирование культуры здоровья: совершенство физическое, духовное, социальное. В связи с этим человек и должен сотворить себя: быть здоровым и найти свой путь в жизни. Рост и развитие человека должны сопровождаться диагностикой уровня здоровья, приверженностью к здоровому питанию и физической активности, отсутствием вредных привычек. Здоровье - ключевая ценность для любого человека.

Здоровье населения – не просто медицинское понятие. Установлено, что уровень состояния здоровья людей зависит от уровня здравоохранения и медицинского обслуживания только на 8-10%. Остальное формируется из множества иных факторов: экологической, экономической, 
социальной, эндемической обстановки, исторически сложившихся традиций поведения, культуры питания, наследственности, и от отношения людей к себе, своему здоровью. В РК масштабность этой проблемы осознана уже давно. Поэтому пропаганда здорового образа жизни ведется на 
общегосударственном уровне. В настоящее время многие люди осознали, что быть здоровым престижно, модно заниматься спортом, правильно питаться. Большая часть молодежи одним из жизненных приоритетов считает сохранение своего здоровья, ведь здоровый образ жизни — это полезно и модно, а современный стиль жизни — это отказ от вредных привычек, здоровые приоритеты и имидж.

В честь основания ВОЗ каждый год 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья, и в 2018 г. в этот день начнется масштабная и продолжительная кампания, посвященная всеобщему охвату услугами здравоохранения. «Здоровье для всех» является руководящим принципом данной кампании и в целом, деятельности ВОЗ. Что такое всеобщий охват услугами здравоохранения?

Целью всеобщего охвата услугами здравоохранения является обеспечение того, чтобы все люди, независимо от пола, возраста, социального статуса, места проживания и доходов, получали необходимые им медицинские услуги и не испытывали финансовых трудностей в связи с их оплатой.

Этим целям в Республике Казахстан отвечает Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, услуги в рамках обязательного социального медицинского страхования, профилактические медицинские осмотры, проводимые в рамках Национальной скрининговой программы, которые предоставляются бесплатно населению.

 

Особенности профилактических мероприятий на 2018, в сотрудничестве с НПО, с разделением на целевые группы по возрасту.

 

Целевая группа дети от 3 до 6 лет

а) Рассказ для детей от 3 до 6 лет «О здоровой еде»

Новый костюм для Жаная Пингвина

Жанай Пингвин любил кушать конфеты, печенье и сладкое варенье.

«Жанай, ты должен перестать есть только конфеты, печенье и варенье», - сказала однажды его маме.

«Ладно, мама, - сказал Жанай Пингвин.

Жанай Пингвин отправился в свою спальню, закрыл дверь и съел большой мешок с конфетами и печеньем. «Я действительно люблю конфеты и печенье, - улыбнулся Жанай.

На ужин этим вечером Жанай не был голодным. Он съел два гороха, две фасоли и одну ягоду.

Когда Жанай вышел из-за стола, он подумал: «Все нормально, чтобы не есть еду мамы, у меня много конфет и варенья, которые я могу есть».

Однажды Жанаю понадобился новый костюм для пингвинов.

Когда Жанай пошел со своей мамой в магазине для пингвинов за новым костюмом, все костюмы были слишком маленькими. Ни один из костюмов не подходил для Жаная.

Жанай был очень расстроен. Он крикнул: «Мама, что я буду делать? Ни один из костюмов пингвинов не подойдет мне. Что я буду носить?»

 

Мама Жаная улыбнулась, сказала: «Жанай, пойдем домой и поговорим. Я знаю, что ты можешь сделать, чтобы тебе подошел новый костюм пингвинов».

Когда они вернулись домой, мама Жаная сказала нежным голосом: «Жанай, ты можешь сделать три вещи, чтобы решить свою проблему:

Ты можешь перестать есть нездоровую пищу и сладости.

Ты можешь начать есть здоровую пищу, такую ​​как фрукты, овощи, каши, курицу и рыбу.

И ты можешь начать делать «Прыг-скок, бегать» каждый день.»

«Конечно, мама, я могу сделать эти три вещи, - улыбнулся Жанай. И он это сделал. Жанай Пингвин ел здоровую пищу, делать «Прыг-скок, бегать» каждый день и стал здоровым, сильным и получил совершенно новый костюм пингвина!

 

б) Организация и проведение родительских собраний в ДДУ на следующие темы: «Правильное, здоровое питание для ребенка и всей семьи», «Пропаганда физической активности», «Здоровые привычки для жизни».

Для проведения родительских мероприятий привлекаются медицинские специалисты ПМСП, сотрудники ДДУ, специалисты службы ФЗОЖ, психологи, соцработники.

Советы для родителей по воспитанию здоровых привычек у детей.

Вот несколько простых действий, которые взрослые могут предпринять, чтобы помочь детям в развитии позитивных привычек в образе жизни. Доказано, что эти стратегии способствуют здоровому весу и у взрослых.

• Будьте активны, играя вместе. Детям необходимо 60 минут ежедневной физической активности. Играйте с детьми каждый день. Для них это весело и весело для вас. Подумайте о том, где есть местный общественный центр для занятий с детьми (парк, детская площадка, дворовой клуб, школа). Планируйте семейные мероприятия, которые побуждают всех двигаться, таких как езда на велосипеде, прогулки после ужина, баскетбол или футбол, игры с мячом, прыжки на скакалке в парке.

• Сделайте приемы пищи всей семьей особым временем, событием. Регулярные совместные семейные приемы пищи имеют большое значение для здоровья, счастья и финансов вашей семьи. Ужины, приготовленные дома, с использованием здоровых продуктов, являются менее дорогостоящими, чем еда вне дома и формируют здоровые привычки и укрепляют семью.

•Ешьте завтрак каждый день. Приготовьте на завтрак кашу, яйцо, сыр, молочные блюда, добавьте орехи, сушеные фрукты вместо хлопьев с молоком.

• Не запрещайте пищу и не используйте пищу в качестве награды. Запрет на пищу только увеличивает желание ребенка к этой еде. Вместо того, чтобы говорить «нет» любимой еде вашего ребенка, ограничьте размер порции. Используйте непищевые награды/стимулы за хорошее поведение, такие как наклейки, покупка недорогих спортивных товаров: скакалки, мячи, или позволяющие вашему ребенку поиграть с друзьями и т.д.

• С ответственностью подходите к питанию вне дома. Когда ужинаете в кафе или ресторане, выберите питательные блюда в детском меню, например, курица на гриле, морковь, салаты и фрукты. Если вы заказываете еду на дом, помните, что вы можете добавить стакан нежирного молока или пару ложек салата к блюду.

• Наслаждайтесь радугой фруктов и овощей. Большинству детей необходимо как минимум 1½ чашки фруктов и 2 чашки овощей в день. Подавайте сочные, хрустящие, вкусные фрукты и овощи при каждом приеме пищи и закусках. Свежие, замороженные, сушеные и консервированные - все виды фруктов и овощей способствуют хорошему здоровью. Вы можете сделать удовольствие от совместного приготовления еды, подавая фруктовые, овощные шашлыки или замороженный йогурт с клубникой. Некоторым детям не нравятся горькие или сильно ароматизированные овощи, поэтому подавайте простую еду, такую как морковь, брокколи или цветную капусту. Разнообразие сырых овощей, например зеленые бобы и цуккини на пару с холодной смесью мини морковок, сельдерея и огурцов.

• Поощряйте вдумчивое питание. Запретите просмотры телевизора, гаджетов во время еды и помогите детям сосредоточиться на своей еде за обеденным столом. Спросите своих детей, что значит быть очень голодным, немного голодным, комфортно сытым и сильно переевшим. Обсудите важность доверия и прислушивания к внутренним сигналам тела.

• Ограничьте сладкие и подслащенные напитки. Сладкие газированные и негазированные напитки, фруктовые напитки содержат добавленные сахара, которые могут вытеснить из рациона питательные напитки, такие как обезжиренное молоко. Откажитесь от сладких напитков и попробуйте самостоятельно приготовленный лимонад или чай со льдом с половиной дозы сахара по сравнению с готовыми напитками. Нарежьте свежие апельсины и опустите их в кувшин с холодной водой для освежающего напитка.

• Уберите телевизоры и видеоигры из спален. Дети, у которых достаточный сон, более склонны поддерживать здоровый вес и лучше учатся в школе. Педиатры не рекомендуют телевизор в детских комнатах для уменьшения времени, проводимом перед экраном и повышения продолжительности здорового сна.

 

 

Целевая группа дети от 7 до 10 лет

 

а) Проведение познавательных игр, выставки рисунков/плакатов под девизом «Здоровое питание! » с участием педагогов, воспитателей, родителей, дошкольников и школьников.

Цель конкурса - визуализация идеи здорового питания для семьи, повышение грамотности детей и родителей в вопросах правильного питания для укрепления здоровья, с целью профилактики заболеваний.

Правила: на уроках познания мира, родного и иностранных языков, математики, труда и т.д. – провести игру. Для этого нужно попросить детей, родителей вырезать и принести из журналов/газет (например, продуктовые каталоги из супермаркетов) разные виды продуктов, или нарисовать. Потребуются клей, ножницы, большой лист бумаги или два отдельных листа. Надо на бумаге сделать две колонки «Да» и «Нет, иногда».

Под колонкой «Да» приклеить/нарисовать изображения продуктов, полезных для здоровья, «здоровые» варианты выбора, а в колонке «иногда» -продукты, неполезные (с большим содержанием сахара, соли, жиров, сладкие напитки, сладости, фаст-фуд), потребление которых надо ограничить. Обсудите выбор детей. Изучите вместе группу продуктов из колонки «иногда», чтобы вы могли согласовать, какие продукты/пищу отнести в данную группу и почему.

Также данные работы можно вывесить в школе в качестве выставки, работы могут быть выполнены детьми в командах, индивидуально или совместно - детьми и взрослыми. Наиболее яркие, наглядные работы с правильной информацией можно оценить и выявить победителей. Работы вывешиваются в школе в местах, доступных для просмотра родителей, также в соответствующих разделах сайтов школ, в электронном дневнике «Кунделик».

Варианты данной деятельности: Попросите родителей помочь своим ученикам вести дневник пищи, которую они едят за один день. Попросите их поставить зеленый флажок рядом со здоровым выбором и красную отметку рядом с нездоровым выбором продуктов и пищи.

 

б) Игра- «сравни и объясни». Возьмите два похожих внешне продукта, или их изображение, например яблоко и леденец и попросите учеников сравнить их обоих (оба они сладкие, разные цвета, яблоко сочное, яблоко полезнее и т.п). Убедитесь, что ученики комментируют тот факт, что яблоко здоровее, полезнее, чем леденец, и попросите их объяснить, почему.

 

в) Проведение спортивных мероприятий, эстафет, флеш-мобов, массовых физкульт-минуток под девизом «Быть здоровым это модно!».

Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста, учитывая потребность активного движения, которое позволяет обеспечить гармоничное физическое развитие формирующихся мышц.

Пример флеш-моба под девизом «Быть здоровым это модно!». Необходимо: музыкальное сопровождение, большой лист ватмана или плакат, маркеры, видеокамера, помещение или площадка на открытом воздухе.

Если количество участников около 20 -30, то можно встать в круг, поприветствовать всех, каждый сообщает свое имя.

Под музыку для разогрева – разминка 5 минут (бег, прыжки на месте, 10 приседаний и др).

Спросить участников: «Какие слова приходят вам на ум когда вы слышите тему нашего флеш-моба «Быть здоровым это модно!»? Участники громко называют слова, организаторы записывают их на плакате, создавая группу слов. Затем, используя слова из данной группы, организатор говорит: «Когда я скажу «Старт», в ответ на слово_____ (называется слово из группы слов) сделайте позу или придумайте движение, которые выражает значение данного слова для вас». Организатор сначала показывает примеры, что для него значит слово, например, слово «спорт», и принимает позу или показывает соответствующее движение. Затем называя по одному слову, начинается работа всей группы.

После этого попросите ребят создать мини-группы из 2-4 человек и выбрать по 2 слова из списка и показать свои движения и научить им других.

Далее можно выбрать четыре позы или движения, их последовательность и воспроизвести их последовательно всем вместе по 30 секунд под музыку.

В конце мероприятия поблагодарить друг друга. Сделать фото, выложить видео, фото, создать новость, информацию в соц.сетях с хештегом #быть здоровыммодно.

Физкульт-минутки, эстафеты: Комплекс спортивных мероприятий определяется произвольно по соглашению ответственных специалистов в виде «Веселых стартов», соревнований «Спортивная семья» и т.п. с вовлечением детей, родителей, общественности.

 

Целевая группа дети и подростки от 11 до 14 лет

 

а) Организация классных и кураторских часов, уроков, тренингов по вопросам важности физической активности для подростков для здоровья, благополучия и профилактики заболеваний.

Оставаться активным и подобрать физическую активность для души, это навыки, которые идут с нами по жизни. На этом уроке учащиеся узнают, что есть много интересных способов быть физически активными - командные виды спорта это не единственный вариант. Они придут к пониманию рекомендаций по физической активности для их возрастной группы, проанализируют их собственные уровни физической активности и примут участие в задании по увеличению времени их физической активности.

В конце урока ученики лучше поймут важность физической активности и выявление интересных способов для двигательной деятельности.

1 часть урока-Расследование

1. Каков мой текущий уровень физической активности?

Для начала школьники используют свои тетради для записи того, сколько минут они проводят физически активными в течение 3 последовательных дней. По крайней мере, 1 день должен быть выходным днем. Школьники должны оценивать количество минут, которые они проводят физически активно на протяжении всего дня, например, подъем по лестнице, прогулка, бег, танцы, скейтбординг, баскетбол, велосипед и т.п. Учитываются даже короткие 5- и 10-минутные периоды физической активности.

Например: понедельник: прогулка с собакой (10 минут), играл в футбол (45 минут), делал приседания (5 минут), танцевал под музыку (5 минут).

2. Почему быть физически активным важно?

Попросите учащихся заранее изучить информацию о пользе физических упражнений и другой деятельности и обсудить ряд вопросов, например, Почему быть физически активным важно? Каким образом физическая активность помогает нам делать то, что мы любим делать, но делать это лучше? Обсудите многие преимущества для здоровья ума и тела. Например,

физическая активность может сделать тебя сильнее; позволит тебя почувствовать, что у тебя больше энергии; и поможет поддерживать здоровье сердца, костей, мышц и суставов. Будучи физически активным, ты поможешь себе улучшить внимание и обучение, а также уменьшишь стресс и научишься расслабляться. Пусть школьники поделятся примерами, когда физическая деятельность заставила их чувствовать себя лучше. Как им стало лучше?

Наконец, физическая активность важна для поддержания здорового веса. Обсудите некоторые проблемы последствий для здоровья ожирения, такие как болезни сердца, диабет 2 типа и повышенный риск развития различных видов рака. Физическая активность это не только когда вы занимаетесь спортом! Это и ходьба пешком, поездка на велосипеде до школы и обратно, подвижные игры, футбол во дворе, скейтборд, прыжки со скакалкой, игры с мячем и др.

3. Задание Составить план - Журнал физической активности

Подсчитайте сколько времени вы не лежите или не сидите. Умеренная или энергичная/высокой интенсивности?

Во время умеренной активности вы можете говорить, но вы не можете петь. Примеры: езда на велосипеде по ровной поверхности, скейтбординг, танцы, ходьба в школу.

Во время энергичной деятельности вы можете сказать только несколько слов, не останавливаясь, чтобы отдышаться. Примеры: бег, езда на велосипеде в гору (на подъем), баскетбол, плавание, карате, хоккей, прыжки на скакалке.

Низкой интенсивности - легкие растяжки, складывание одежды, мытье посуды, подготовка к школе.

 

Предоставить детям табличку «Продолжай двигаться: Час в день!»

 

День 1

День 2

День 3

День 4

День 5

День 6

День 7

Высокой интенсивности

 

---------Минут

 

 

 

 

 

 

 

Умеренной интенсивности

 

---------Минут

 

 

 

 

 

 

 

Всего: Высокой +Низкой интенсивности

 

---------Минут

 

 

 

 

 

 

 

Низкой интенсивности

 

---------Минут

 

 

 

 

 

 

 

Итог: дневная физическая активность

 

---------Минут

 

 

 

 

 

 

 

Идеи для достижения моих целей / новых физических упражнений:

 

 

 

Сколько минут ученики были физически активными с учетом разной интенсивности? Как близко они пришли к рекомендации, что дети и подростки должны практиковать 60 минут или больше физической активности в день, большинство из которой является умеренной и высокой интенсивности? Сложить минуты одного класса и сравнить с минутами другого класса, определить, кто больше по времени физически активен.

4. Мозговой штурм, чтобы «увеличить» фитнес. Разделить школьников на четыре группы - до школы, во время учебы, после школы и выходные. Пригласите группы провести мозговой штурм по способам включения большей физической активности в их категории, ориентированные на умеренную и интенсивную виды деятельности.

Например, группа «Во время учебы» может предложить ходить по

Беговой дорожке на школьной спортплощадке или поле во время обеда.

Напомните учащимся, чтобы они были творческими в использовании средств и оборудования. Например, школьники могут разработать курс препятствий или хореографию к любимой песне. Попросите группы сделать плакаты или записи в блогах, которые будут вдохновлять школы, чтобы «двигаться больше».

Попросите учащихся подумать о своей личной цели физической активности. Попросите их записать любые идеи или новые виды деятельности, чтобы помочь им достичь своих целей.

Разместить информацию о своей физической активности, или своего класса на личных страницах, страницах школы в Интернете, сообщения и посты в «Кунделик», в соц.сетях с хеш тегом #движениеэтожизнь

 

б) Написание диктантов, изложений, рефератов, сочинений на тему: «Пропаганда правильного питания (ограничение потребления продуктов, содержащих избыточное количество соли, сахара, трансжиров)»; «Пропаганда физической активности», «Профилактика табакокурения»; «Профилактика потребления алкоголя», «Час физической активности каждый день»;

Письменные работы по содержанию должны отражать принципы здорового образа жизни, рекомендуемые параметры, характеристики, выгоды для здоровья молодежи здорового рациона питания, физической активности, стремления не приобщаться к курению, потреблению алкоголя и т.п. Основная цель проведения письменных работ – информационно - обучающая, аналитическая деятельность.

 

Целевая группа дети от 15 до 17 лет

 

а) Написание диктантов, изложений, рефератов, сочинений на тему: «Пропаганда правильного питания (ограничение потребления продуктов, содержащих избыточное количество соли, сахара, трансжиров)»; «Пропаганда физической активности», «Профилактика табакокурения»; «Профилактика потребления алкоголя», «Час физической активности в день»;

Изложение на тему: «Меньше соли — лучше жизнь”
Соль поваренная - популярная пищевая добавка, основным компонентом которой является хлорид натрия. Большинство людей употребляют слишком много натрия в виде соли. Дети особенно подвержены привыканию к вкусу соли, это может вызвать повышенную потребность в продуктах с высоким ее содержанием и положить начало привычке, которая сохранится на всю жизнь. Подростки любят фаст-фуд и другую соленую пищу.

Исследования показали, что высокий уровень потребления соли в любом возрасте приводит к повышению артериального давления. Если повышенное артериальное давление проявляется в детстве, оно продолжит проявляться и во взрослом возрасте, повышая риск гипертонии и болезней сердца в будущем.

Люди часто не представляют, сколько соли в день они потребляют. Во многих странах бóльшая часть соли поступает в обработанных пищевых продуктах, например, в готовых блюдах, колбасах, ветчине и салями, сыре и соленых закусочных продуктах или в пищевых продуктах, потребляемых в больших количествах, например, хлебе. Соль также добавляют в пищу при ее приготовлении, например, в бульон, бульонные кубики или на столе, в виде столовой соли, соевого соуса.

Для детей и подростков количество потребления соли не должно превышать 5 г в день, примерно чайная ложка соли в день.

Как сократить потребление соли? Нужно не добавлять соль, соевый соус во время приготовления пищи, не выставлять соль на стол, ограничивать потребление соленых закусочных продуктов; выбирать продукты с более низким содержанием натрия.

 

Как определить количество соли в готовых продуктах питания? На этикетках часто указывается содержание соли в продукте или на 100 грамм данного продукта. Но не все этикетки расскажут о количестве соли в продукте. На некоторых указано количество натрия. В этом случае можно определить количество соли, умножив содержание натрия на 2,5.

Много соли содержится в таких продуктах как бульонные кубики, сухарики, соусы, чипсы, готовые супы, копченые колбасы, консервы и другие продукты.

 

б) проведение конкурса «Быть здоровым-это модно!».

Формируются команды, которые выпускают тематический ролик, представляющий физическую активность команды, например, танцевальные минутки, массовые зарядки, кросс, езда на велосипеде, и т.д., принимают участие в фото-флеш-мобе, разрабатывают свой проект и проводят акцию «Быть здоровым-это модно». В финале мероприятия проводится подведение итогов конкурса, на котором будет показан ролик, мероприятие оценивается судейской командой, определяется победитель, вручается сертификат, диплом.

Разместить информацию о своей физической активности, или своего класса на личных страницах, страницах школы в Интернете, сообщения и посты в «Кунделик», в соц.сетях с хештегом #движениеэтожизнь или хештегом #быть здоровыммодно.

 

в) проведение классного и кураторского часа «Факты о полезном питании»

Цель мероприятия: создание устойчивых знаний и навыков по сбалансированному питанию, выбору более здоровых продуктов в магазине, выбору полезных перекусов, меню.

Вспомогательное оборудование: буклеты, модели и муляжи; видеоролики, анкеты для групповых ответов, картинки «здоровых» и «нездоровых продуктов» и блюд.

Проведение работы в группах, организация ярмарки здорового питания, составление книги рецептов здоровых полезных блюд и вариантов здоровых перекусов, информирование о количестве сахара в сладких напитках.

 

Рекомендации относительно здорового рациона питания:

-ежедневное употребление достаточного количества фруктов и овощей (400 г или более), например, 5 или более видов различных овощей и фруктов ежедневно;

- отдавать предпочтение продуктам из цельного зерна;

- ограничение потребления свободных сахаров, добавляемых в пищевые продукты и напитки производителями, поварами или потребителями, и сахара, естественно присутствующего в меде, сиропах, фруктовых соках и концентратах фруктовых соков (менее 10% или, в идеале, менее 5% от общего суточного потребления энергии);

-ограничение потребления жиров (менее 30% от общего суточного потребления энергии за счет общих жиров, менее 10% от общего суточного потребления энергии за счет насыщенных жиров (жирное мясо, сливочное масло, пальмовое и кокосовое масло, сливки, сыр, свиное сало) и соли (менее 5 г в сутки);

- ограничить потребление сладких газированных напитков, заменяя их прием употреблением питьевой воды.    

 

Целевая группа молодежь от 18 до 29 лет

 

а) организация физкультурно-оздоровительных акций, эстафет, велопробегов, флеш-мобов, кроссов под девизом «Движение это жизнь!».

Сценарии организации и проведения массовой зарядки на свежем воздухе:

Информировать заранее население, привлечь молодежные организации, волонтерское движение. Подготовить комплекс простых понятных упражнений и соответствующую музыку. Организовать фото и видеосъемку, и привлечение прессы. Фотографии размещаются в социальных сетях и на сайте.

Разместить информацию о своей физической активности, или своего класса на личных страницах, страницах школы в Интернете, сообщения и посты в «Кунделик», в соц.сетях с хеш тегом #движениеэтожизнь или хештегом #быть здоровыммодно.

 

б) организация интерактивного тренинга «Здоровое питание-основа жизни» с использованием симуляционных моделей и муляжей по сбалансированному питанию, постеров и инфографик по правильному питанию.

Цель: ознакомить с основами рационального и разнообразного питания, его принципами, отработка навыков составления рациона питания согласно пирамиде питания, пропагандировать сбалансированное питание среди детей, подростков и молодежи, способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью.

Ход тренинга:

1.     Приветствие. Знакомство с участниками

2.     Информационный блок

3.     Ролевые игры, задания по группам.

4.     Демонстрация моделей и муляжей

5.     Разминка

6.     Завершение тренинга. Обратная связь.

 

в) проведение в колледжах, университетах, молодежных организациях выставок/конкурсов продуктов и напитков для здорового питания, полезных для здоровья блюд, мастер классов по приготовлению здоровых перекусов с организацией фото и видеосъемки, и привлечением прессы. Фотографии размещаются в социальных сетях и на сайтах, личных страничках.

 

Целевая группа взрослое население от 30 до 64 лет

 

а) Проведение круглого стола на следующие темы: «Пропаганда правильного питания (ограничение потребления продуктов, содержащих избыточное количество соли, сахара, трансжиры)»; «Физическая активность», «Обязательное социальное медицинское страхование (далее – ОСМС)», «Профилактические медицинские осмотры населения», «Отказ от табакокурения», «Ограничение потребления алкоголя».

Важно освятить в рамках данных мероприятий: в республике созданы условия по сохранению и укреплению здоровья для всего населения («Здоровье для всех») в рамках предоставления бесплатных услуг ГОБМП, ОСМС, Национальной скрининговой программы; профилактика и отказ от основных факторов риска хронических заболеваний (нездоровое питание, низкая физическая активность, табакокурение, потребление алкоголя) на всех этапах жизни способствует снижению заболеваемости неинфекционными заболеваниями и увеличению продолжительности и качества жизни.

Ключевые моменты организации круглых столов: определение участников мероприятия (организованные коллективы, население, ведущие специалисты управлений здравоохранения, акиматов, руководители предприятий, религиозные представители, медийные лица, медицинские специалисты, профильные специалисты – ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятия фотографии выставляются в социальных сетях и на сайтах организаций.

 

б) Проведение спортивных мероприятий, как метода популяризации физической активности и спорта среди населения, мобилизация общественности к физической активности, формирование солидарной ответственности за свое здоровье, профилактика неинфекционных заболеваний, а также пропаганда активного образа жизни среди населения с привлечением работодателей, общественности, коллективов предприятий.

Задачи:

1. Укрепление здоровья населения путем повышения физической активности с учетом рекомендации ВОЗ.

2. Популяризация активного образа жизни населения путем пропаганды физкультуры и спорта, развития командных видов игр (волейбол, баскетбол и др.), спортивных, танцевальных разминок, активное посещение общественных спортивных площадок, скандинавская ходьба, отказ от пользования общественным транспортом в пользу ходьбы пешком.

Советы для повышения уровня физической активности в повседневной жизни: больше ходите пешком, откажитесь от лифта, выполняйте посильную работу по дому, в огороде, занимайтесь на доступных спортивных площадках на свежем воздухе. Взрослым людям необходимо, по крайней мере, 5 или более дней в неделю по 30 минут в день выполнять физические упражнения средней или высокой интенсивности помимо повседневной активности.

Разместить информацию о своей физической активности, или своего коллектива на личных страницах, страницах организаций в Интернете, сообщения и посты в соц.сетях с хеш тегом #движениеэтожизнь или хештегом #быть здоровыммодно.

 

в) проведение семинаров, круглых столов для рабочих коллективов, выездных акций на территории рынков: консультации врачей, измерений АД, веса, роста, подсчет индекса массы тела, предоставление рекомендаций и инструктивно-образовательная работа по Обязательному социальному медицинскому страхованию, (ОСМС) о видах услуг для участника ОСМС, о взносах и отчислениях в Фонд социального медицинского страхования, особенно для самозанятых, индивидуальных предпринимателей и неработающих. Необходима разъяснительная работа о том, что в рамках ГОБМП предусмотрены скрининговые осмотры на раннее выявление заболеваний и их факторов риска, о важности профилактических медицинских осмотров (всеобщий охват услугами здравоохранения), образовательная работа по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета хронических болезней дыхательной системы с акцентом на четыре фактора риска: курение, потребление алкоголя в повышенных дозах, питание и недостаточная физическая активность. Участники семинаров, круглых столов, выездных акций- трудовые коллективы, самозанятые, индивидуальные предприниматели, педагоги, медицинские специалисты, психологи и др.

Ключевые моменты организации семинаров: определение участников мероприятия (медицинские специалисты, профильные специалисты – онкологи, ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятия фотографии выставляются в социальных сетях и на сайтах организации.

 

Целевая группа взрослое население старше 64 лет

 

а) Проведение вечера вопросов и ответов для населения, бесед, консультаций, диспутов, встреч в Школах здоровья, ПМСП, во дворах, дворовых клубах, обществах ветеранов, супермаркетах с участием медицинских работников, психологов, соцработников, инструкторов ЛФК, спортивных тренеров на тему: «Пройди своевременно скрининг»; «Профилактика табакокурения и способы отказа от курения»; «Профилактика потребления алкоголя»; «Пропаганда правильного питания (ограничение потребления продуктов, содержащих избыточное количество соли, сахара, трансжиры)»; «Пропаганда физической активности».

Ключевые моменты организации диспутов, вечеров вопросов и ответов: определение участников мероприятия (медицинские специалисты, профильные специалисты, ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятия фотографии выставляются в социальных сетях и на сайтах организации.

Информационная часть мероприятия – раскрытие темы «Здоровье в любом возрасте» с акцентом на правильное питание и физическую активность (плакаты, брошюры, листовки, аудио-видеопродукция и др. вспомогательные материалы)

 

б)Проведение информационно-образовательных мероприятий для пожилых людей в профильных школах здоровья, во время приема, круглых столов для медицинских работников, в местах массового нахождения людей, в районах проживания населения, СМИ по тематике важности физической активности для пожилых людей. Привлечение спортсменов, тренеров, инструкторов, мед. работников. Демонстрация и отработка комплекса упражнений, разработанных с учетом пожилого возраста.

Физическая активность имеет много преимуществ для здоровья в возрасте 64 лет и старше. Регулярная физическая активность:

- Увеличивает мышечную силу, гибкость, баланс и координацию;

- помогает снизить риск преждевременной смерти;

- помогает снизить риск падения;

- помогает предотвратить и управлять такими состояниями здоровья,

как инсульт, сердечные заболевания, ожирение, диабет 2типа,

остеоартрит, некоторые виды рака, ожирение и депрессия;

- улучшает сон, благополучие и качество жизни;

-увеличивает социальное взаимодействие.

 

Проведите больше времени в физически активном состоянии и меньшее время сидя. Ежедневная деятельность, такая как домашняя работа и мойка автомобиля великолепная, так как она помогает вам

вносить свой вклад в общую физическую активность и сократить время

в положении сидя. Даже небольшое количество физической активности может иметь положительные преимущества для вашего здоровья.

 

Цель в течение как минимум 30 минут выполнять физическую

деятельность, которая делает ваше дыхание частым и увеличивается ваш пульс (аэробная активность), пять дней в неделю.

 

Умеренная активность средней интенсивности вызывает небольшое, но заметное учащение дыхания и сердцебиения. Вы можете общаться во время нагрузки умеренной интенсивности.

Физическая активность высокой интенсивности значительно учащает дыхание и сердечный ритм. Вы не в состоянии общаться во время такой интенсивной физической деятельности.

Аэробные мероприятия, которые приносят пользу пожилым людям

Аэробная деятельность средней интенсивности: велоспорт, быстрая ходьба, танцы, подъем по лестнице, прогулки с внуками, водная аэробика.

Аэробная деятельность с высокой: ходьба в гору, вкапывание огорода, бег, велоспорт (более 16 км / ч), быстрые танцы.

 

Поговорите с врачом перед началом или увеличением физической активности. Чтобы уменьшить риск получения травмы, пожилые люди, которые физически неактивны или малоподвижны или у кого есть

одно или несколько проблем со здоровьем должны обратиться за советом к соответствующему врачу перед началом или увеличением уровня активности.

Начинайте медленно и повышайте активность до рекомендуемого ежедневного уровня физической активности.

В неделю стремитесь сделать три занятия на гибкость и баланс, и два занятия на сопротивление.

 

Виды деятельности на сопротивление: принести покупки до дома, поднятие тяжестей, езда на велосипеде, горный туризм, гимнастика тай-чи, подъем по лестнице, плавание, водная аэробика, силовые тренировки, упражнения на пресс.

 

Растяжки: упражнения на растяжку, для суставов, садоводство, домашние дела, пилатес, мойка автомобиля, йога, упражнения на пресс.

 

Занятия на поддержание баланса: социальные танцы, стояние на одной ноге, упражнения на пресс, велосипед, пилатес, йога.

 

Будьте в безопасности:

- Носите соответствующую одежду и обувь

- Носите шляпы и солнцезащитный крем на открытом воздухе летом

- Используйте оборудование для обеспечения безопасности, такое как велосипедные шлемы

- Выберите безопасные условия, такие как хорошо освещенные улицы, открытые парки и внутренние помещения

- Делайте разумный выбор о том, когда и где быть активным, и с кем быть активным.

 

Медиа-мероприятия:

 

Цель: повышение знаний и навыков среди населения о мерах укрепления и сохранения здоровья, профилактике поведенческих факторов риска и социально-значимых заболеваний на всех этапах жизни, скрининговых обследованиях населения, о системе обязательного социального медицинского страхования на государственном и русском языках:

 

Форма проведения мероприятий:

 

-выступления на телевизионных каналах, радиостанциях;

-публикации в печатных изданиях на государственном и русском языках;

-размещение анонса новостей на Web-сайте организации, в информационных агентствах;

-ротация аудио-видеороликов в организациях ПМСП, в учреждениях образования, на предприятиях малого и среднего бизнеса, закрепленных за медицинским учреждением;

-участие в пресс-конференциях областного и городского уровней;

-распространение информационно-образовательных материалов о раннем выявлении и профилактике онкологических заболеваний, аспектам здорового образа жизни (листовки, буклеты, брошюры);

-выступления по радиотрансляционному узлу в учреждениях ПМСП, школах, ССУЗах и ВУЗах, в местах массового нахождения людей;

- трансляция видеороликов на LED-мониторах, в общественном транспорте, в местах массового пребывания населения, аэропортах, авто/ железнодорожных вокзалах, кинотеатрах.

-размещение наружной рекламы (светодиодные дисплей, баннеры, билборды, информационные стойки, Roll-up стойки и т.д.), бегущая строка на региональных телеканалах, в общественном транспорте, размещение информации на остановочных комплексах, в ЦОНах, местах массового нахождения людей.

- рассылка информации профилактической направленности (приглашение на скрининговые осмотры и другие профилактические мероприятия) посредством: SMS-сообщений через мобильную связь, социальные сети, платежные квитанции по оплате коммунальных услуг, расклеивание информации в лифтах, подъездах жилых домов.

 

Срок предоставления информации в НЦПФЗОЖ к 17 апреля 2018 года в печатном и электронном форматах

-аналитическая информация в формате Word на государственном и русском языках;

- таблицы в формате Excel, согласно Приложения 1.