Версия сайта для слабовидящих

+7(7172) 70-80-90
+7 702 006 56 56

«БУДУЩЕЕ И ДИАГНОСТИКИ, И ЛЕЧЕНИЯ - В МОЛЕКУЛЯРНОЙ МЕДИЦИНЕ»

06.04.2018

2018.04.05 молекулярная медицина 1

Фраза «разложить на молекулы» - давно вышла за пределы учебников по химии: прорыв современной науки дошел до того, что теперь на молекулы разбирают организм человека. Стратегическая цель – побороть трудноизлечимые заболевания, причины которых, по мнению ученых умов, кроются в непостижимой для человеческого глаза области – на уровне молекул клеток. Именно на этом уровне передовая медицина теперь борется с онкологией, лечит и предупреждает развитие рака у пациентов, именно на этом уровне пересекаются два самых передовых направления современной медицины – молекулярная и ядерная.

Последняя способна «видеть» молекулы и «сообщать» врачам не только, где находятся раковые клетки, но и из чего они состоят, и какого происхождения. Такие исследования уже проводят в уникальном Центре Ядерной Медицины Больницы Медицинского Центра Управления Делами Президента, в котором, несмотря на небольшую историю, применяют современные методы диагностики рака, а также перенимают самый последний опыт зарубежных коллег.

О том, до чего дошел прогресс в ядерной медицине и почему рак излечим – мы поговорили с приглашенным доктором из Израиля Софией Ланцберг, руководителем Института ядерной медицины, за плечами которой более сорока лет работы в науке.

2018.04.05 молекулярная медицина 2

- Точного ответа на то, почему возникает рак – пока нет, но с чем связано, по-вашему, увеличение больных раком в наше время? По данным ВОЗ, к 2024 году раком ежегодно будут болеть до 24 миллионов человек во всем мире…

Это связано с несколькими факторами. В первую очередь, загрязнение среды. Кроме того, человек раньше никогда не был так открыт ко всем вредным для организма веществам– будь-то удобрения, которые сегодня состоят из химии, или посуда, где мы варим еду. Все кастрюли и кружки вроде бы проходят контроль качества, но вредные для нашего организма элементы со временем накапливаются в микроколичествах. Кроме того, уровень радиации сейчас намного выше, потому что происходят всевозможные испытания.

- Сегодня особенно популярно такое понятие как «персонализированная медицина», то есть медицина, основанная на индивидуальных особенностях каждого пациента. Как это выражается в ядерной медицине?

Количество опухолей на сегодняшний день– неограниченно. Мы хотим знать не только, что есть злокачественная опухоль или доброкачественная, мы хотим знать, какая она. Мы хотим знать прогноз, мы хотим знать степень ее злокачественности, мы хотим знать о процессе пролиферации клеток, то есть их размножении. Если клетки имеют быстрое размножение и опухоль - злокачественная, все это влияет на выживаемость человека и на то, какое лечение ему необходимо.

Поэтому сегодня в ядерной медицине при исследовании больного используется большое количество диагностических маркеров (прим.авт.-биологических молекул), которые показывают не только локализацию опухоли, а также уровень злокачественности. Сегодня мы можем метить радиоактивными веществами генотип клетки, чтобы определить – какая это опухоль. Например, рак грудной железы. Один рак груди метастазирует (прим.авт.-распространяется) в кости, другой - в печень. Это совершенно два разных заболевания. Врачи же говорят обобщенно, что это рак грудной железы, но этого не достаточно, нужно знать какой рак? Поэтому, когда у нас имеется точный диагноз - у нас имеется оружие, чтобы эффективно бороться с болезнью.

- А как конкретно происходит этот процесс?

Один ученый заметил, что опухолевые образования имеют незрелые клетки, так как они быстро делятся. Эти же клетки накапливают много сахара, так как он служит источником для метаболизма и роста. Поэтому мы метим глюкозу радиоактивным веществом F 18 и вводим в организм человека, чтобы распознать, где находятся раковые клетки. Но мы можем менять молекулы и маркер для обнаружения и изучения опухоли. Поскольку мы хотим знать, какая опухоль, какая скорость распространения раковых клеток у каждого пациента. Для всего этого имеются разные биологические молекулы, которые присоединяются либо к рецепторам определенной опухоли, либо являются антителом. Их метят радиоактивным эммитером в зависимости от способности этой молекулы присоединятся. Это все необходимо для визуализации, ведь нам нужно проникнуть в самую глубь с помощью наружного детектора.

- Вы имеете ввиду аппараты ПЭТ и КТ, с помощью которых диагностируют раковые заболевания?

В современной медицине мы сочетаем два аппарата для визуализации опухоли. Один- emission (прим.авт.-позитронно-эмисионная томография), второй – transmission(прим.авт. – компьютерная томография). Например, мы можем наблюдать черные пятна, но мы не знаем, где они находятся. Компьютерная томография нам позволяет увидеть анатомическую картину – с ее помощью мы знаем не только о наличии опухоли, нам известно, где она существует. Почему важно наше исследование (прим.авт.- исследование ПЭТ с применением радиофаримпрепаратов)? На КТ вы можете увидеть увеличенный узел, но не каждый увеличенный узел – патологичен. И не каждый маленький узел можно считать благоприятным: он может быть маленьким, но вовлеченным в заболевание. Поэтому очень важно проводить исследования на молекулярном уровне.

2018.04.05 молекулярная медицина 3

Мы сейчас находимся в веке молекулярного исследования. Естественно, что все функциональные изменения опережают анатомические изменения. Если происходят анатомические изменения видимые глазу, значит, процесс зашел уже далеко. А мы хотим выявить его в самом начале, на клеточном уровне. Для этого и существует ядерная медицина для того, чтобы сказать, что дальше делать, как лечить нашего пациента.

- Но ведь известно, что немалый вред пациент получает и во время диагностики, проходя через эти аппараты исследования…

Конечно, человек получает определенную дозу облучения, но в случае с раковыми больными вам нужно из двух зол выбрать меньшее – правильный диагноз или облучение? Безусловно, это постановка верного диагноза. Но модернизация аппаратов уже ведет нас к тому, что человек со временем будет получать минимальную дозу излучения, а диагнозы будут наиточнейшими. Сегодня, например, к нам пришел пациент, которого направили в вашу Больницу с одним видом рака, а мы обнаружили совершенно другой…

- Способна ли ядерная медицина лечить пациентов, больных раком?

Существует такое лечение «тераностика» – это новый метод развития и прогресса в ядерной медицине. Маркеры (биологические молекулы), которые мы используем в диагностике, здесь заменяются на Альфа и Бета эммитеры, и после того, как мы делаем сканирование с гамма-эммитером, мы лечим пациента с альфа и бета эммитером. Они накапливаются в том же самом месте, но теперь еще и уничтожают раковые клетки. Это и называется тераностикой. Связывая маркеры с альфа- и бета- эммитером, мы сможем излечивать больных.

- Больных с конкретным видом онкологии, либо лечение касается всех видов раковых заболеваний?

К сожалению, сегодня современная медицина не обладает панацеей от всего. Но есть опухоли, которые возможно лечить радиоактивными веществами. Преимущество такого вида лечения в том, что оно малотоксично, в отличие от химиотерапии, которая вызывает массу побочных факторов. Наше лечение не так вредно, но есть один недостаток – оно имеет короткий промежуток действия.

- То есть раковые клетки могут быть уничтожены лишь на время?

В том то и дело, если опухоль большая, то правильным решением будет операция, а наше лечение в данном случае будет лишь дополнительным. Например, можно вылечить рак щитовидной железы полностью: после операции - удаления опухоли, остаются небольшие области с раковыми клетками. Мы же с помощью тераностики способны уничтожить эти «остатки», введя радиоактивное вещество с альфа- или бета-эммитером в организм пациента.

- Помимо химиотерапии, лучевой терапии, фотодинамики и упомянутой Вами тераностики, как еще борются с раком сегодня?

Сегодня имеется большое количество способов лечения раковых заболеваний, сюда входит и иммунотерапия, и биологическое лечение, которые активируют натуральную иммунную систему человека. У каждого человека на клеточном уровне происходят мутации, которые иммунная система распознает и уничтожает.

2018.04.05 молекулярная медицина 4

Но существуют особые виды рака, которые подавляют и парализуют иммунную систему, чтобы она не мешала ему «развиваться». Сегодня уже изобретено лечение, которое разрывает эту связь между раковыми клетками. Такое лечение называется биологическим: оно активирует иммунную систему организма для борьбы с раковыми клетками.

- Как, по-вашему мнению, будет в дальнейшем развиваться ядерная медицина?

Будущее и диагностики, и лечения - в молекулярной медицине. Современная ядерная медицина уже вступила в эру молекулярной медицины. Это наше настоящее и наше будущее, которое кардинальным образом изменит проблему раковых заболеваний.

Партнеры больницы