Версия сайта для слабовидящих

+7(7172) 70-80-90
+7 702 006 56 56

Концепция развития Школы медицинских сестер в БМЦ на 2016-2017 годы

«Создавать возможности для тех, кому важно расти»

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Концепция развития Школы медицинских сестер (далее - Школа) Больницы Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан (далее – БМЦ) разработана в соответствии с протокольным поручением Управляющего Делами Президента РК №100 от 13.11.2015 г. (Протокол совещания у Руководителя Медицинского центра Управления Делами Президента РК №17 от 17.11.2015 г.).

Тенденции развития сестринского дела и профессии медсестры значительно усиливают роль медсестры в современной системе здравоохранения. Первоначально медсестра относилась к среднему медицинскому персоналу, считалась помощником врача и осуществляла сестринский уход по назначению врача. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает независимые от врача сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации. Сейчас партнерство врача и медсестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медсестра - сестринскую помощь, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения.

Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.

Вхождение Казахстана в Болонский процесс диктует необходимость приведения образования, профессиональных стандартов, квалификаций и должностных позиций в соответствие с Европейскими директивами, в том числе и по сестринскому делу.

Наряду с реформированием сестринского образования, предполагается внедрение новых механизмов функционирования медицинских организаций с равноправными врачебными и сестринскими организационными структурами, введение регистра специалистов сестринского дела и сестринской документации, внедрение инновационных сестринских технологий, развитие современных сестринских доказательных практик, фундаментальной и прикладной сестринской науки, перераспределение и четкое разграничение функциональных обязанностей между врачами и медсестрами разных уровней.

Развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной    составляющей кадрового ресурса медицинской организации. Сестринская помощь сегодня становится самостоятельной областью профессиональной деятельности в системе здравоохранения.

БМЦ благодаря наличию уникального высокотехнологичного оборудования может оказывать высокоспециализированную помощь по всем направлениям современной медицины. На базе БМЦ предполагается внедрение международных стандартов надлежащей научной и клинической практики.

В настоящее время в БМЦ работают 519 средних медицинских работников (271 – с высшей категорией, 111 – с первой категорией и 87 медицинских сестер имеют вторую категорию). Общий процент категорированности - 84%.

В ближайшее время Больница готовится к аккредитации JCI. На сегодняшний день аккредитация JCI является «золотым стандартом» для медицинских организаций, стремящихся улучшить качество медицинских услуг. Наличие аккредитации JCI также расценивается как залог доверия со стороны пациентов и медицинских туристов из других стран. Поскольку средний медицинский персонал является ключевым звеном в подготовке к аккредитации JCI, необходима разработка специальных условий и организации эффективных мероприятий для постоянного поддержания их профессионального уровня. В этой связи создание Школы будет способствовать развитию их профессионального уровня и улучшению качества предоставляемых медицинских услуг.

Школа - научно-практическая площадка для поддержки и развития непрерывного профессионального развития медицинских сестер, проведения исследований в области сестринского дела, использования наилучшего передового опыта и инновационных технологий для повышения профессионального мастерства специалистов сестринского дела, основанного на компетентностном подходе.

Структурная ШМС включает сектора, каждый из которых отвечает за отдельный большой раздел и в сумме даст основные направления для дальнейшей реализации миссии ШМС, направленной на создание постоянной, устойчивой, инновационной и эффективной системы непрерывного развития профессионального уровня сестринского персонала.

Настоящая Концепция развития сестринского дела на 2016 – 2017 годы разработана в целях создания постоянной, устойчивой, инновационной и эффективной системы непрерывного развития профессионального уровня сестринского персонала БМЦ. При анализе сестринской деятельности были выделены сильные и слабые стороны:

SWOT анализ: Сильные стороны

  • Создания условий для профессионального развития среднего медицинского персонала;

  • Наличие кадрового потенциала;

  • Оказания широкого спектра медицинских услуг;

  • Высокотехнологичная материально-техническая база;

  • Возможность обучения и стажировок (в т.ч за рубежом) за счет средств БМЦ.

SWOT анализ: Слабые стороны

  • Недостаточная практическая подготовка специалистов сестринского дела;

  • Недостаточная теоритическая подготовка специалистов сестринского дела;

  • Слабая мотивация у сестринского персонала к карьерному росту и саморазвитию.

На основе данного анализа нами предложена следующая структура Школы медицинских сестер:

ШМС


Функции секторов Школы:

Сектор адаптации молодого специалиста

  • Анкетирование молодых специалистов;

  • Разработка программы обучения для адаптации молодого специалиста;

  • Проведение мероприятий по посвящению в коллектив БМЦ УДП РК.

  • Внедрение подходов к траектории профессионального и карьерного роста.

Сектор развития наставничества (менторства)

  • Разработка требований к роли наставников;

  • Разработка и обучение по программам наставничества;

  • Внедрение подходов по внедрению моделей менторства, коучинга в практику БМЦ;

  • Разработка индикаторов и оценка процесса наставничества в повышении качества медицинской помощи.

  • Организация обучения по принципу 70/20/10 (стажировка на рабочем месте/тренинги/работа с наставником).

Сектор развития научных исследований в сестринском процессе

  • Развитие навыков сбора информации;

  • Разработка программ исследования по сестринскому делу;

  • Обучение подготовки статей по результатам научных исследований;

  • Публикации статей в зарубежных и отечественных журналах;

  • Участие в научно-практических конференциях.

Сектор по развитию доказательной сестринской практики

  • Развитие навыков самостоятельно оперировать научной информацией, соответствующей принципам доказательной медицины;

  • Обучение поиску научной литературы для доказательной практики;

  • Разработка научно-обоснованных подходов к сестринским технологиям.

Сектор по совершенствованию сервиса предоставляемых услуг

  • Разработка программы и проведение обучения по стандартам сервиса медицинской клиники;

  • Разработка и внедрение стандарта поведения среднего медицинского персонала;

  • Разработка корпоративного стандарта обслуживания;

  • Разработка вопросов совершенствования стандартов обслуживания для среднего медицинского персонала.

Сектор развития менеджмента сестринской деятельности

  • Разработка и актуализация программы по больничному менеджменту;

  • Обучение медицинских сестер основам больничного менеджмента;

  • Разработка предложений и изменений в стандарты операционных процедур сестринской деятельности БМЦ.

Сектор совершенствования непрерывного профессионального развития

  • Разработка программ повышения квалификации медицинских сестер

  • Совершенствование методической базы непрерывного медицинского образования;

  • Анализ и мониторинг обучения и разработка предложений по совершенствованию обучения;

  • Содействовать в профессиональном развитии и карьерном росте медицинских сестер;

  • Планирование преемственности (подготовка резервов старших медицинских сестер/главной медицинской сестры);

  • Развитие лидерства в сестринском деле.

Сектор по развитию международного сотрудничества

  • Заключение меморандумов о сотрудничестве;

  • Разработка предложений и заявок на обучение по программе 011 на основе потребности БМЦ;

  • содействие изучению и внедрению международного опыта при обучении, повышении квалификации;

  • Развитие и совершенствование образовательных технологий и программ;

  • Разработка и внедрение международных партнерских программ.


2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Миссия: Обеспечение конкурентного преимущества БМЦ за счет создания постоянной, устойчивой, инновационной и эффективной системы непрерывного развития профессионального уровня сестринского персонала.

Цель: Достижение и поддержка высокого уровня квалификации сестринского персонала БМЦ для оказания качественной медицинской помощи.

Задачи:

1) Совершенствовать программы обучения для адаптации молодого специалиста;

2) Внедрить подходы по внедрению моделей менторства, коучинга в практику БМЦ;

3) Разработать и внедрить стандарты сервиса среднего медицинского персонала;

4) Актуализировать программы по больничному менеджменту;

5) Содействовать в профессиональном развитии и карьерном росте медицинских сестер;

6) Развитие лидерства в сестринском деле.


Сроки реализации: 2016 – 2018 годы


Задача 1. Совершенствование программ обучения для адаптации молодого специалиста

Проблемы:

У выпускников образовательных учреждений часто заранее формируется определенные ожидания и представления об их будущей работе. В случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, молодой специалист будет чувствовать разочарование и неудовлетворенность от выбранной профессии. Помочь молодым специалистам приобрести первый положительный опыт – задача, которая стоит перед Больницей.

С целью выявления проблем, с которыми сталкиваются вновь принятые специалисты разработана программа обучения и анкеты для молодых специалистов. Проведено анкетирование молодых специалистов сестринского дела БМЦ. По результатам анкетирование для адаптации недостаточно практических и теоритических навыков. Для большинства молодых специалистов в период адаптации помогли бы дополнительное обучение, консультации, тренинги, помощь наставников.

Видение:

- Проводить анкетирование молодых специалистов.

- Разработать и внедрить программу обучения молодых специалистов на 2016 – 2017 годы.

- Провести мероприятие по посвящению в коллектив БМЦ УДП РК.

- Создание дружелюбной атмосферы в коллективе, вовлечение медицинских сестер в поддержку репутации БМЦ.

- Прикрепить наставника к молодому специалисту.

Ожидаемые результаты:

- Адаптация даст возможность молодому работнику достичь профессиональной компетентности в течение достаточно непродолжительного времени, а также интегрироваться в кадровую и социальную структуру организации.

- Повышение эффективности работы молодого специалиста сестринского дела БМЦ.


Задача 2. Внедрение подходов по внедрению моделей менторства, коучинга в практику БМЦ

Проблемы:

- Менторство в сестринском деле находится на стадии развития.

- Специалисты с большим стажем работы не готовы быть менторами для молодых специалистов.

- Многие из специалистов с большим опытом работы не имеют педагогических навыков.

Видение:

- «Наставничество – как динамичное партнерство»

- Разработать требования к роли наставников.

- Разработать и обучить по программам наставничества.

- Внедрить подходы по внедрению моделей менторства, коучинга в практику БМЦ.

- Разработать индикаторы и оценку процесса наставничества в повышении качества медицинской помощи.

- Организовать обучение по принципу 70/20/10 (стажировка на рабочем месте/тренинги/работа с наставником).

Ожидаемые результаты:

- Наставническая позиция позволит предоставить средства решения конкретных профессиональных проблем, проблем во взаимодействии, личностных проблем молодого профессионала, то есть позволит комплексно разрешить кризис начала самостоятельной деятельности.
- Возможность избежать проблем профессиональной и социальной адаптации.

-   Приобретение уверенности молодыми специалистами сестринского дела.


Задача 3. Разработать и внедрить стандарты сервиса медицинской клиники

Проблемы:

- Отсутствие стандартов обслуживания пациентов.

- Отсутствует работа с населением.

Видение:

- Разработать и внедрить стандарты сервиса обслуживающего персонала.

- Разработать план обучения по медицинскому сервису.

- Провести обучение сестринского персонала по сервису обслуживания.

Ожидаемые результаты:

- Совершенствование сервиса обслуживания на всех уровнях БМЦ.

- Повышение уровня кадрового потенциала.

- Увеличится количество новых пациентов, приходящих по рекомендации.

- Повышение положительных отзывов за счет улучшения сервиса.


Задача 4. Актуализация программы по больничному менеджменту

Проблемы:

- Сестринский персонал не владеет полной информацией о возможностях новой Больницы.

- Большое количество сестринских кадров, которые не владеют информацией о работе других подразделений.

Видение:

- Разработать и внедрить программу обучения среднего медицинского персонала по теме «Больничный менеджмент».

- Повысить информированность медицинских сестер о работе и возможностях БМЦ.

Ожидаемые результаты:

- Высокая информированность медицинских сестер о работе всех подразделений БМЦ.

- Медицинские сестры, как носители информации о возможностях БМЦ.


Задача 5. Содействие в профессиональном развитии и карьерном росте медицинских сестер

Проблемы:

- Большое количество кадров среднего звена требует разработки специальных условий и организации эффективных мероприятий для повышения их профессионального развития.

Видение:

- Разработка индивидуальных траекторий профессионального развития.

- Создать условия для профессионального роста и самообразования.

- «Управление талантами» среди специалистов сестринского дела – привлечение, вовлечение, развитие и удержание сотрудников, которые предоставляют ценность для Больницы, в целях обеспечения конкурентного преимущества.

- Планирование преемственности (подготовка резервов старших медицинских сестер/главной медицинской сестры).

- Устойчивое повышение качества сестринской помощи на основе доступа к передовым технологиям и научным разработкам.

- Формирование «Скамейки запасных» (кадровый резерв).

Ожидаемые результаты:

- Достижение высокого уровня квалификации сестринского персонала БМЦ для оказания качественной медицинской помощи.


Задача 6. Развитие лидерства в сестринском деле

Проблемы:

- Отсутствие подготовленных резервов, обученных менеджменту в сестринском деле.

Видение:

- Планирование преемственности (подготовка резервов старших медицинских сестер/главной медицинской сестры).

- Обучение резервов старших медицинских сестер/главной медицинской сестры менеджменту в сестринском деле.

- Развитие лидерских компетенций среди медицинских сестер. Приобретение ими знаний и навыков использования различных моделей лидерства.

Ожидаемые результаты:

- Наличие в кадровом резерве подготовленных специалистов позволит значительно снизить затраты на подбор и адаптацию новых сотрудников.

- Построение системы инвестиций в развитие персонала, что в свою очередь значительно повысит мотивацию специалистов.

- Раскрытие внутреннего потенциала специалистов сестринского дела.


Партнеры больницы